Раздел сайта <Некоторые статьи нижегородского журналиста Григория Котошихина> 

на главную стр.

Григорий Котошихин

ВОДКОНИМИКА

По названиям водок, выпускаемых на территории Приволжского ФО, можно успешно изучать региональную географию, историю и современность.

Во всем огромном Советском Союзе, от Прибалтики до Приморья, выпускался всего-то навсего 21 сорт водок. Реально же в Горьковской области или в Чувашии потребитель в обычном магазине сталкивался от силы с 6-7 сортами, названия которых все знали наперечет: "Столичная", "Русская", "Старорусская", "Экстра", "Московская", "Московская особая". По большому блату из под прилавка - "Посольская" и "Золотое кольцо". Как скучно было на водочном рынке! Сейчас практически в каждом регионе производится как минимум 10-15 собственных сортов водки с оригинальными названиями - звучными, "с изюминкой", отражающими региональную специфику и близкими сердцу потребителя. Водка - отличный индикатор взрывного роста регионального самосознания. Это очень по-российски - водка как лицо региона, предмет местной гордости. Наблюдается своего рода расцвет "водочного регионализма" и "водконимики". Среди новых названий водки  больше всего географических.

Это либо просто названия регионов: "Самарская", "Татарстан", "Нижний Новгород" или поэтические территориальные названия "Башкирские зори", "Самарский штоф", "Вечерний Саратов", "Нижегородская старина" и т. д. Наблюдается сильное тяготение к старым названиям в некогда переименованных регионах: "Симбирская" (Ульяновская область), "Вятская" (Кировская область), "Царицынская" (Волгоград), "Усть-Сысольская" (Сыктывкар, Коми).  Достойно отмечены на этикетках имена не только общерегиональные, но и связанные с локальными названиями прежде всего городов и сел, где, как правило, расположены ликеро-водочные заводы. "Чебоксарская" и "Шупашкар" ("Чебоксары" по-чувашски), "Ломовская" и "Кузнецкая" (Нижний Ломов, Пензенская область), "Фокинская" (Удмуртия), "Особая Мензелинская", "Бугульминская" , "Чистопольская" и "Чистопольские зори" (Татарстан), "Арзамасская", "Кстовская", "Борская", "Перевоз" (Нижегородская область).

В Башкирии по названиям водок можно составить целую карту: "Уфимская", "Белебеевская", "Ермолаевская", "Булгаковская", "Сибайская", "Белорецкая", "Бирская". В Татарстане в названиях водок на полную катушку используется название столицы: "Старая Казань", "Казанская престижная", "Казанская люкс", "Казанская жемчужина", "Огни Казани".

На водочных этикетках стараются запечатлеть все популярные достопримечательности, связанные с историей, с лицом региона: "Пугачевский вал" (Мензелинск, Татарстан), "Казачья" (Самарская область), "Дятловы горы", "Нижегородская ярмарка", "Хохломские узоры" (Н.Новгород). Не забываются названия местных рек и озер - "Огни Вычегды" (Коми), "Атал" ("Волга", по-чувашски, Чебоксары), "Бирь" (Башкирия), "Пьяна" (Нижегородская область).

Не обойдены в названиях региональных водок имена исторических личностей, людей искусства: "Адмирал Ушаков", "Эрьзя" (Мордовия), "Аксаковская", "Федор Шаляпин" (Башкирия), "Арина Родионовна" (няня Пушкина - Нижний Новгород). В Ижевске в честь знаменитого современника, составившего славу региона, выпускается водка "Калашников".

Некоторые названия водок приятно удивят литературоведов: "Тамбовская казначейша" (Тамбов), "Что делать?" (по названию романа Н. Чернышевского, Саратов), "Прощание славянки" (эту водку выпустили в Тамбове, откуда родом был В. Агапкин, автор одноименного марша). В Нижегородской области в емкостях самого разного объема выпускается водка "Дядя Ваня", но судя по изображению самого дяди Вани на этикетке (пропитой мужик в тельняшке) имеется в виду вовсе не чеховский герой.

В названиях водок меньше задействованы животные. Автор этой статьи нашел единственную водку с использованием анималистского мотива: "Тамбовский волк" (производится, понятно, в Тамбове). В Татарстане, правда, есть пиво "Ак барс" ("белый барс" - по-татарски). Хотя в одном из регионов еще имеется водка "Вольная птица".

В последнее время распространяются водочные названия с житейско-философским и юмористическим подтекстами. Например, если брать только водки, производящиеся в столичном регионе ПФО - это "Однажды вечером", "Улетай", "Для души", "Отдохни", "Гармония", "Двойной удар", "В XXI век".

Много поэтических названий, например, нижегородская "Белая березка" нескольких модификаций. В Нижегородской области также выпускается водка "Женщинам России" - возможно, об уместности ее названия стоит поспорить.

Нет недостатка в водках, названия которых преследуют неприкрытые рекламные цели. В каждом регионе непременно найдется водка, на этикетке которой есть слова "особая", "экстра", "специальная", "золотая" и тому подобное, имеются названия "Народная", "Популярная". В Нижегородской области выпускают водку под очень обязывающим титулом "Беспохмельная", но адекватность имени все-таки зависит от того, сколько ее выпить.

К сожалению, и до такого дела как именование российского национального напитка, дотянулись руки политиков и политтехнологов. Первым начал Жириновский, организовав выпуск одноименной водки, его примеру последовал Брынцалов. Провинциальные политики, правда, свое имя выносить на этикетку, в массе своей, еще стесняются. Пока в Приволжье есть только один именной крепкий напиток - коньяк "Губернатор Аяцков" (Саратов). Зато несколько водок с названием просто - "Губернатор" (а в Н.Новгороде при Б.Немцове выпускалось одноименное шампанское)- потребитель, мол, сам догадается, какой губернатор. В Башкирии перед одними из выборов появилось пиво "Президент".

О названиях пива, впрочем, отдельный разговор. Иногда с ними происходят забавные политические истории. Например, новую марку петербургского пива "Бочкарев", активно раскручиваемую с начала 1999 года, в Пензе многие расценили как рекламную кампанию тамошнего губернатора В. Бочкарева. А в Нижнем Новгороде бесплатные дивиденды от петербургского названия снимает депутат городской думы, выдвинувшийся и в Областное Законодательное собрание.

***

Водка, и в советские времена бывшая одной из главных доходных статей казны (до 30% доходов), превратилась сейчас едва ли не в основной столп бюджетов регионов. В Татарстане, например, пять ликероводочных заводов давно вывели водку по доходности на уровень нефти. Кстати, к вопросу о реальном влиянии религии на россиян: в Татарстане и Башкирии, в отношении которых постоянно говорят об "исламском факторе", можно было бы теоретически ожидать несколько меньшего интереса бизнесменов и населения к горячительным напиткам. Ислам-то ведь предписывает: "ни капли в рот". Однако российская действительность богаче любых теорий.

А пить надо все-таки меньше.

Хостинг от uCoz