Раздел сайта Некоторые статьи нижегородского журналиста Григория Котошихина 

на главную стр.

Григорий Котошихин

ТАТАРСКИЕ ОТВЕТЫ НА РУССКИЙ ВОПРОС

Чем отличается проект закона РФ "О татарском народе" от проекта закона РФ "О русском народе"?

Правы все

В прошлом году Государственная Дума рассмотрела в первом чтении проект закона РФ "О русском народе". Один из русских писателей сказал по этому поводу, что наконец-то признается существование в России "русского вопроса". То есть права русских называться русскими (не только "россиянами"), и быть объектом национальной политики государства. Узаконивается необходимость защиты национальной культуры народа, который в приятой в 1996 году официальной "Концепции национально-государственной политики РФ" называется государствообразующим и представители которого составляют 85 процентов населения Российской Федерации, хотя при этом в Конституции РФ термин "русский народ" отсутствует.

"Главная задача данного закона видится в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для успешного выполнения русским народом его геостратегической роли по сплочению России как многоэтнической общности, по преодолению регионального и национального сепаратизма при становлении единого федеративного правового государства. Вообще, работа над данным законопроектом показывает, что так называемый "русский вопрос" из объекта политических спекуляций, каким он нередко бывал в прошлом, становится фактором серьезной государственной политики", - заявила Светлана Смирнова, заместитель председателя Комитета по делам национальностей ГД РФ.

А в январе 2002 года Исполком Всемирного конгресса татар совместно с депутатом Государственной Думы Фандасом Сафиуллиным подготовили проект федерального закона "О татарском народе". В скором времени он будет внесен на рассмотрение того же Комитета Государственной Думы. На подготовку законопроекта у разработчиков ушло не так уж много времени: он до запятой копирует проект федерального закона "О русском народе", только слово "русский" заменено на слово "татарский".

"Может быть, хоть таким образом удастся достучаться до разума некоторых не в меру ретивых "державников", заставить их понять, что Россия - это не только русские, что ее населяют более сотни этносов, каждый из которых заслуживает равного с русскими уважения и внимания к своим интересам" - прокомментировал ситуацию Ф.Сафиуллин.

Не существует более деликатной темы, чем национальный вопрос, чем разность во мнениях людей, обусловленная их национальной принадлежностью. При освещении таких проблем (а в них, вопреки законам логики, обычно правы обе стороны) легко прослыть шовинистом и ксенофобом или, наоборот, космополитом и национальным нигилистом. Но разве лучше делать вид, что этих проблем нет?

Ты зачем, Иван, Казань взял?

Руководство организация Татарский общественный центр (ТОЦ) разработало на 2002 год особый план работы и поставило задачи всесторонне активизировать всю деятельность. Потому что текущий год - год большого юбилея – 450 лет назад войска Ивана Грозного штурмом взяли Казань и Казанское ханство перестало существовать. Татарские национальные организации отмечают День памяти павших воинов 14 октября уже на протяжении 11 лет. Последний раз его сценарий также был традиционным: митинг на площади Свободы, траурное шествие до Казанского Кремля и скорбный намаз около башни Сююмбике. В тот же день на Кировской дамбе, напротив расположенного посреди реки Казанки памятника воинам Ивана Грозного, возведенном в 1823 году, совершил панихиду по православным, погибшим при штурме Казани, настоятель казанского Богоявленского собора отец Олег Соколов в сослужении с другими священниками епархии. Но не были эти параллельные богослужения актами примирения - каждая сторона скорбила по своим и говорила о своем.

На четырехтысячном митинге на площади Свободы бушевали страсти. Сперва, недолго, эмоции носили историографический характер. Но вскоре митинг перешел к дню сегодняшнему. Над толпой лозунги: "Долой колониальную вертикаль российской власти", "Путь Путина – не экономика, а военная диктатура", "Москва, не учи нас, на каком алфавите писать и читать – научись уважать соседей". Горячие речи об угнетенном татарском народе. Призывы не дать в обиду председателя Госсовета Республики Татарстан Фарита Мухаметшина, самого стойкого защитника суверенитета РТ, которого, якобы, вот-вот арестуют и осудят на два года лишения свободы за затягивание вопроса о необходимости приведения Конституции РТ в соответствие с Конституцией РФ. "Кто готов защитить Мухаметшина?" - лес рук над площадью.

Председатель ТОЦ Рашит Ягафаров объявил о том, что ТОЦом создано некое теневое правительство с целью "противостоять нажиму Москвы", хотя кто возглавит теневой кабинет пока не решено. Также провозглашено создание "Национального народного фронта", который будет "бороться с внешними и внутренними врагами Татарстана". Начальником штаба народного фронта назначен рядовой запаса, бывший директор Татарского молодежного театра Фарит Хабибуллин. По словам свежеиспеченного начштаба, фронт не призывает к неповиновению и силовым акциям. Но название-то все - таки военное – «фронт».

На митинге приняли несколько резолюций, среди которых - о необходимости акта о полной независимости Татарстана, отказе от российского паспорта и введении в Татарстане паспорта своего, создании конфедерации республик "Идель-Урал", куда войдут, кроме Татарстана, еще и Башкирия, и некоторые другие республики. ТОЦовцы пока не уточняют полный состав Идель - Урала.

Но Бог с ними, с экстремистами-сепаратистами. Вопрос в другом - в том, что в самом деле история взаимоотношений русского и татарского народа имеет сложные и неудобные для обсуждения страницы. Но, с другой стороны, что же, так и лелеять в себе недобрую память о событиях, произошедших 450 лет назад?

Кроме того, спорен и сам тезис о том, что эти события можно однозначно интерпретировать как межнациональную войну между русскими и татарами. Например, в войске Ивана Грозного каждый третий ратник был татарином, а первым вскочил на крепостную стену нижегородский татарин по имени Бахмет (от него потом пошел знаменитый дворянский род Бахметьевых).

Можно указать на несоответствие действительности легенды о Сююмбике, которую охотно рассказывают во время проведения экскурсий по Казанскому кремлю члены действующего при Исполкоме Всемирного конгресса татар Клуба интеллектуальной татарской молодежи. По этой легенде жена казанского хана, когда войска Ивана Грозного вошли в город, из чувства сильной национальной гордости, бросилась с башни вниз головой и разбилась. Тут дело даже не в том, что эта конкретная башня была возведена через энное количество десятилетий после 1552 года - в конце XVII - начале XVIII века, уже при "русских оккупантах". Реальная Сююмбике ни с какой башни не прыгала, а после завоевания Казани переехала в Москву, где на свободе, в почете и роскоши провела весьма некороткий остаток своей жизни. Кстати, почти вся элита Казанского ханства благополучно влилась в истаблишмент Московского государства. И совсем по-другому мыслились в далеком XYI веке все межнациональные отношения, да и наций в сегодняшнем смысле еще не существовало.

Но кто бы не оказался победителем в исторических дискуссиях, нельзя не признать, что наряду с "русским вопросом" в России уж точно существует и "татарский вопрос". И речь не о ТОЦе и не о тех, кто относится к Ивану Грозному как к своему современнику. Есть реальные трудноразрешимые проблемы современного развития татарского этноса, и одна из них - проблема использования татарского языка.

Туган тел

"Туган тел" - по татарски "родной язык". Это одно из самых распространенных названий татарских национальных общественных объединений, культурных центров. В самом деле, что важнее для культуры народа, чем родной язык? Но здесь есть проблемы. Они типичны для всех языков, носителями которых являются национальные меньшинства, живущие в стране со значительным преобладанием другого языка. А именно: татарский язык постепенно все больше вытесняется в бытовую сферу, молодежь плохо его знает, многие татары предпочитают в повседневном общении русский. Причины, конечно, не те, о которых кричит ТОЦ ("русский колониализм", "имперская лингвистическая политика" и т.п.). Причина - в том, что люди по природе своей - прагматики, и часто не склонны осваивать и использовать то, что им не приносит конкретной выгоды. Может ли татарин сделать в России карьеру, не зная родного языка? А почему не может, даже и в самом Татарстане, если речь идет, например, о сфере бизнеса или, скажем, компьютерного программирования? На татарском языке можно написать поэму о любви. Но не пишут на татарском учебники по программированию на языке Си, монографии о ядерной физике, книги по медицине, химии, биологии, астрономии.

Решение проблемы сохранения и развития татарского языка власти Татарстана видят, в частности, в преподавании его во всех школах республики.

Однако в прошлом году в Вахитовском районном суде города  Казани состоялся процесс по иску гражданина  Хапугина, проживающего в Татарстане, к Министерству образования РТ. Впервые в судебном порядке оспаривалось преподавание татарского языка в школах республики. Коренной казанец, отец третьеклассника Сережи Хапугина, который учится в казанской школе № 49, полагает, что в школе уделяется слишком много внимания татарскому языку – шесть часов в неделю. "Установление обязательного изучения во всех общеобразовательных учреждениях РТ предметов "Татарский язык и литература" в объеме "Русского языка и литературы" нарушает законные права и интересы моего ребенка", – пишет в исковом заявлении С. Хапугин. Тем более, что татарский язык мало используется в быту, в официальных бумагах, в СМИ, в вузах, а потому, по мнению истца, обязательное преподавание татарского "не связано с жизнью". Что же касается татарской культуры, ее, полагает С. Хапугин, можно изучать и без знания татарского языка. В своем заявлении он просил признать недействительным базисный учебный план общеобразовательных учреждений РТ в той части, где установлено обязательное изучение татарского языка в объеме русского. В заявлении С.Хапугин-старший требует, чтобы изучение татарского было заменено для его сына изучением английского или информатики.

В качестве ответчика выступали специалисты Минобразования РТ. Суд, в конце концов, иск С. Хапугина отклонил , приняв доводы прокурора, опирающиеся на Конституции РТ и РФ, федеральный и республиканский законы об образовании и языках. Но Хапугин намерен обращаться в более высокие судебные инстанции. И своих доводах он явно не одинок. Когда общественная приемная полпреда С. Кириенко проводила одну из "горячих линий", то звонящие казанцы не единожды жаловались на чрезмерное количество часов татарского языка в школах и просили принять меры.

... на единую нить

Но несмотря на все проблемы, верится, что в Татарстане все будет хорошо, вопреки всем сепаратистам и языковым коллизиям. Эту уверенность вселяет, ну, хотя бы Казань и казанцы. Не верится, что татарская и русская молодежь, гуляющая по улице Баумана, прислушается к призывам Ягафарова и Хабибуллина или, соответственно, тех, кто призывает "восстановить Казанскую губернию".

Сегодня как-то не принято, как в советские годы, говорить и писать красивые слова о дружбе народов. Но все же как прекрасно сказал о татарах и русских татарский классик Габдулла Тукай:

"Не в силах никто нашей дружбы разбить:

Нанизаны мы на единую нить".

Rambler's Top100          Информ-система ДОМ: Все для нижегородцев           SpyLOG

Хостинг от uCoz