Раздел сайта "Некоторые статьи нижегородского журналиста Григория Котошихина" 

на главную страницу         гостевая книга

Григорий Котошихин

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ - НЕ ТОЛЬКО СОТОВЫЙ

Пейджер (по-русски - приемник персонального радиовызова) - что это такое сегодня? Мобильная связь для бедных? E-mail для тех, у кого нет компьютера? Устаревшее и уходящее в небытие средство связи? Или неотъемлемый атрибут бизнес-коммуникаций и жизни деловых корпораций?

Из истории пейджинга

Устройства пейджинговой связи были разработаны в США радиоинженером Чарльзом Нииргардом в конце 1920-х годов. Говорят, что изобретатель, находясь в госпитале, был утомлен вызовами врачей по селекторной связи, что и побудило его придумать и реализовать идею пейджера.
В 1930-е годы пейджерами уже пользовалась американская полиция, а в 1970-е годы пейджинг стал массовым средством американских деловых мобильных коммуникаций. США и сейчас - вотчина пейджинга, услугами которого пользуется 6 процентов населения Америки и развитию которого не мешает мощная экспансия сотовой телефонии.

В СССР первая пейджинговая сеть была создана в 1979 году для "скорой помощи" в Москве. Но пейджинговые услуги для всех появились в России только с лета 1993 года.

Рыночная судьба пейджинга в России более драматична, чем в США: слишком уж малое время прошло между появлением массового пейджинга и приходом сотовой связи с приемлемыми для рядового потребителя ценами. Именно мобильный телефон стал сегодня атрибутом престижа (анекдот про детей новых русских, у которых сломался сотовый телефон: "будешь, как лох, с пейджером ходить"). Последним гвоздем в гроб пейджинга некоторые маркетологи объявили внедрение возможности отправлять и принимать с сотового на сотовый короткие текстовые сообщения (SMS).

Но российский пейджинг не постигла судьба пейджинга японского, который был к 1999 году практически полностью вытеснен сотовой связью, а две крупнейшие пейджинговые кампании Kansai Tele-Message и Tokyo Telemessage попросту разорились.

Из всех многочисленных российских пейджинговых компаний закрылась, бросив заниматься пейджингом, только одна - московская "РТК Пейдж - Телетинг". Безвременная кончина компании вызвана попыткой внедрить в России популярный на Западе принцип Calling Party Pays (CPP)- "вызывающая сторона платит", когда владелец пейджера обслуживался бесплатно, а за отправку сообщений на пейджер платил звонящий - по 6,99 руб. за одно сообщение. Практика показала, что в России принцип CPP неприменим.

В России владельцам пейджеров нет оснований опасаться того, что пейджинговые компании закроются и бросят их на произвол судьбы. Кроме всего прочего , еще и потому, что затраты пейджинг-операторов на один квадратный километр обслуживаемой территории составляют всего пять долларов. Пейджинг - дело выгодное.

Пейджинг в Нижнем

В Нижнем Новгороде действуют три пейджинговых компании: местная Радуга-Поиск, созданная в 1994 году и тесно связанная с ОАО "Нижегородсвязьинформ", и два филиала общероссийских пейджинг-операторов - ВессоЛинк-НН (с 1994 года) и МобилТелеКом (с 1998 года).

Если они и конкурируют между собой за потребителя, то главная конкуренция разворачивается не в сфере тарифов. Цены на основные услуги у нижегородских пейджинг-операторов по главным позициям совпадают буквально до рубля. Кстати, именно в рублях эти тарифы исчисляются в отличие от у.е, столь любимых операторами сотовой связи.

Цены на основные услуги связи нижегородских пейджинг - операторов (месячная абонентская плата за обслуживание - июнь 2002 г.)

Однострочный пейджер (на экранчике пейджера - единственная строка текста, который пользователь "проворачивает" с помощью кнопок или настраивает как бегущую строку)

222-225 руб.

Многострочный пейджер (без различия - 2, 4 или 8 строк)

270 руб.

Цифровой пейджер (технически может принимать сообщения, состоящие только из цифр)

90-135 руб.

"Виртуальный пейджер" (пейджера как такового нет, а сообщения, посланные на абонентский номер, пересылаются абоненту на адрес его электронной почты)

135-180 руб.

Групповой вызов (возможность посылать одно сообщение на группу пейджеров) или группа пейджеров с одним общим номером

145-180 руб.

Роуминг

"Радуга-Поиск" и "Мобил-ТелеКом" - бесплатно, "ВессоЛинк-НН" - от 10 до 200 рублей в зависимости от продолжительности роуминга.

Что касается роуминга, то лучший охват по стране, кажется, у компании МобилТелеКом, заявляющей о готовности обслужить нижегородского абонента в 260 городах. Особенно привлекателен двухсторонний автоматический роуминг: вы находитесь, например, в Москве, Петербурге или Казани, а сообщение на ваш пейджер можно направить из Нижнего, позвонив по обычному нижегородскому телефону пейджинг-оператора.

Кроме основных услуг, пейджинговые кампании бесплатно осуществляют рассылку клиентам различных сообщений, что превращает пейджер в своеобразное средство массовой информации.

Владельцам однострочных пейджеров обычно присылают курс валют и дважды в день - сводку погоды. Пользователям многострочных приемников приходят новости целого ряда "информационных каналов" (до 12), вплоть до телепрограммы, политических известий, анекдотов и кулинарных рецептов. В Москве владельцам пейджеров шлют оперативную информацию о пробках на дорогах. Естественно, было бы странно, если бы пейджинг не использовался для рекламы. Впрочем, рекламные и информационные послания пейджер принимает "молча", не беспокоя пользователя сигналом, а большинство моделей приемников дают возможность, при желании, удалять приходящие рекламные сообщения не читая их.

Аппараты

Сегодня в Н.Новгороде потребителю предлагается десятка два различных моделей пейджеров. Диапазон цен на новые текстовые приемники с годовой гарантией - от 450 до 3500 рублей. Но продавая пейджер за 450 рублей, клиента порой забывают предупредить, что речь, как правило, идет об аппарате, на экранчике которого сообщения будут отображаться только латинским шрифтом.

У дорогих приемников персонального радиовызова на экране умещается до восьми строк, они могут хранить в памяти многие десятки посланий. Ряд моделей пейджеров по размеру не намного больше спичечного коробка. Общий объем памяти у некоторых моделей, например, Advisor Graphics, доходит до 128000 знаков, а размер одного сообщения - до 2000 знаков, то есть одной страницы печатного текста. Это вам не SMS у сотового телефона! Хотя такие возможности пейджера вряд ли нужны всем клиентам. Подавляющее большинство типичных пейджинговых сообщений короткие: "Совещание в 17.00", "Срочно позвоните в офис", "Я тебя люблю".

Львиная доля новых пейджеров, предлагаемых нижегородцам, изготавливается там же, где и большая часть прочей электроники, продаваемой в наших магазинах: Тайвань, Китай, Малайзия, Южная Корея. Впрочем, есть и исключения - российский однострочный пейджер "Аккорд", который в своей категории ничем не уступает юго-восточным собратьям.

У современных пейджеров средней и высшей ценовой категории масса "удобств", напоминающих все то, что есть у сотовых телефонов. Различные типы сигнала, индикатор нахождения в зоне приема, мелодии (в некоторых пейджерах - до 50), беззвучный режим, подсветка экрана, сортировка сообщений, пароль пользователя, записные книжки, таймеры, будильники, игры, у отдельных моделей - возможность связи с компьютером. При этом по сравнению с сотовым телефоном у пейджера меньше проблем с питанием: одна "пальчиковая" батарейка типа ААА, которую можно купить во всех уличных киосках. Хватает хорошей (алкалиновой) батарейки обычно на месяц с лишним. Вместо батарейки можно использовать аналогичный аккумулятор.

При покупке нового пейджера абоненту, по его желанию, компания присваивает так называемый "золотой номер". То есть не только цифры, а выбранное клиентом уникальное имя, которое и сообщается телефонистке при передаче сообщений. Например, "Большой Босс".

Минусы и плюсы пейджинга

По большому счету настоящий "минус" у пейджинга один: это односторонний вид связи. Позвонить домой жене по пейджеру нельзя. И человек, отправивший сообщение на пейджер, не имеет гарантии, что оно воспринято (а вдруг адресат в метро ехал и сообщение не получил).

Достаточно давно изобретен "твейджер" (two way pager) - двухсторонний пейджер. Пользователь твейджера может, нажатием одной клавиши, отправить с этого устройства сообщение типа "Ваше послание получено", "Задерживаюсь на работе, дорогая" и проч. из заранее запрограммированного стандартного или индивидуального набора (всего можно запрограммировать 256 самых разных фраз). Телефон адресата зазвонит, и синтезированный голос огласит ему сообщение. Послание можно направить также на другой пейджер или по электронной почте, или в виде SMS. Однако в России твейджинг распространяется плохо, например, его пока нет даже в Санкт-Петербурге, а у нижегородским пейджинговых кампаний нет и планов по его внедрению.

Основная причина: стоимость твейджинга весьма напоминает величину расходов на дешевеющую сотовую связь, поэтому услуга двухстороннего пейджинга в ближайшее время вряд ли имеет шансы стать в России массовой.

Однако по зрелом размышлении односторонний характер пейдж-связи отнюдь не представляется убийственным для данного вида коммуникаций.

Во-первых, практически любой городской житель как минимум две трети рабочего дня проводит поблизости от какого-нибудь стационарного телефона, с которого есть возможность отреагировать на срочное пейджинговое сообщение. Во вторых, согласно исследованиям американской компании MIT Media Laboratory, только от 10 до 15% телекоммуникационных связей нуждаются в установлении контакта в реальном времени. В свете этого вряд ли стоит снабжать сотовыми телефонами, например, рядовых сотрудников фирмы: для производственных нужд и оперативного получения команд начальника вполне достаточно и пейджера.

При этом у пейджинга масса плюсов, и это как раз те преимущества, которые высоко ценят деловые и сильно занятые люди.

Так, пейджинговое сообщение не обязывает абонента перезванивать отправившему его корреспонденту, если абонент этого не хочет. Это помогает упорядочивать абоненту свое время, поскольку когда ответить (и отвечать ли вообще) решает владелец средства связи, а не ему звонящий. К тому же, получив сообщение, владелец пейджера всегда имеет хотя бы минимальный интервал времени на обдумывание ситуации, что часто очень полезно.

Пейджер не зависит от объема информационного обмена, абонентская плата не связана с количеством посылаемых сообщений. Это дает возможность жестко планировать как семейный, так и корпоративный бюджет. Поэтому, а также, по причине, указанной выше, номер пейджера, в отличие от номера сотового, можно свободно раздавать всем и указывать на визитных карточках, не боясь непредсказуемого роста своих расходов на связь и прочих неудобств.

Пейджер - средство документальной связи, которое в отличие от мобильного телефона, фиксирует послание (в котором может быть, например, ряд цифровых данных) и способно сколь угодно долго хранить его.

Немаловажно, что сообщение, полученное на пейджер, можно прочитать в любой обстановке не привлекая внимания окружающих. А водитель автомобиля может прочесть сообщение, остановившись на ближайшем светофоре, что значительно безопаснее разговора по сотовому во время езды.

Вряд ли надо доказывать удобство пейджера для массового оповещения, что особенно ценно для различных организаций. Попробуйте известить по телефону 15-20 сотрудников о необходимости немедленно собраться на чрезвычайное совещание у шефа - и вы поймете, что это не просто. В пейджинге это делается элементарно, отправкой одного-единственного сообщения на групповой адрес.

Удобен пейджинг для сбора информации от многих людей. Например, глава города Н.Новгорода предлагает посылать сообщения на его пейджер, абоненту "Юрий Лебедев". Приходят многие сотни сообщений, которые затем распределяются для ответа звонящим между департаментами городской администрации.

Отдельный вопрос - интеграция пейджинга с системами охранной сигнализации,  оповещение системных администраторов о критичном сбое серверов, нужды различных структур, связанных с разрешением   чрезвычайных ситуаций, и потребности "силовых" организаций. Широкое распространение пейджинга в Америке обусловлено именно корпоративными клиентами. Все сотрудники любой фирмы, имеющие хоть какое отношение к важным производственным процессам, в обязательном порядке получают пейджеры, расписываясь за них в ведомости.

Есть сфера применения пейджера, где сотовый телефон просто бессилен: это обслуживание глухонемых людей. Пейджер с вибросигналом для них - единственный доступный вид мобильной связи.

Наконец, несмотря на все успехи сотовой технологии и ценовые войны между операторами сотовой связи, пейджер все равно получается дешевле, чем не молчащий сотовый (физику не обманешь: передатчика-то нет). Кстати, в связи с отсутствием передатчика, то есть соответствующих порций электромагнитного излучения, пейджер и для здоровья более полезен, чем сотовый телефон.

Понятно, что пути развития пейджинга - это его интеграция с сотовой связью и интернетом, внедрение двухстороннего пейджинга, международный роуминг, развитие услуг по принципу справочного бюро и т.п. Но и в нынешнем традиционном виде и даже в бедном дополнительными услугами нижегородском варианте пейджинг - полезное и экономное средство деловых коммуникаций.

А автору этой статьи пейджинг просто нравится - нравится как явление. Ведь сотовый телефон - всего лишь модификация обычного телефона, аппарата, изобретенного Александром Беллом в 1876 году. Но пейджер - нечто принципиально иное, новое, это порождение электронной, компьютерной эпохи. Это что-то из будущего.

©Григорий Котошихин, пейджер  в Н.Новгороде 30 30 30, аб. 36689 

Ту  нижегородскую пейджинговую компанию, услугами которой я сам, по определенным причинам, пользуюсь, я лично не считаю самой лучшей в плане разнообразия предоставляемых услуг,  поэтому прошу не воспринимать указание здесь телефона ее оператора как  рекомендацию автора данной статьи.  

На страницы нижегородских пейджинговых компаний с портала "Нижний Новгород OnLine"

Так называемый  "pagergate" - возможность отправлять пейджинговые сообщения (и SMS) через интернет (только Нижегородский регион)

гостевая книга

  Rambler's Top100    Информ-система ДОМ: Все для нижегородцев           SpyLOG

Хостинг от uCoz