Раздел сайта <Некоторые статьи нижегородского журналиста Григория Котошихина> 

на главную стр.

Семен Благовещенский

ПРАВОСЛАВНЫЕ ГОТОВЯТ КОНТРАТАКУ

11 февраля глава Римско-Католической Церкви (РКЦ) Папа Римский Иоанн Павел II приказал учредить на территории России четыре епархии РКЦ. Центром одной из епархий станет Саратов (глава епархии - епископ Клеменс Пиккель). Губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков отрицательно оценил факт учреждения католических епархий в России и непосредственно в Саратове.

"Папёжники атакуют!"

С формальной точки зрения решение Римского Папы о преобразовании одних российских католических организационных структур (Апостольских администратур) в другие (епархии) - это чисто внутреннее дело РКЦ. Однако данное решение вызвало немедленную резкую реакцию Русской Православной Церкви - заявление Патриарха Московского и Всея Руси на следующий день после указа Папы, волну откликов православной общественности, статьи в церковной прессе. Преобразование апостольских администратур, больше напоминающих посольства Ватикана, в полнопрофильные епархии, на практике будет означать организационное усиление РКЦ в России, большее, чем сейчас, количество католических священников во всех регионах, открытие в каждой новой епархии духовных семинарий (пока в России только одна католическая семинария - в Санкт-Петербурге), новый уровень финансирования, одним словом - интенсификацию деятельности РКЦ, попытку перевести работу на качественно новый уровень. Здесь важна сама "заявка": хотим действовать в Российской Федерации не как "иностранная" церковь, а как полноправная, "здешняя" - у РПЦ есть епархии, и у РКЦ будут епархии.

Между тем именно это неприемлемо для Русской Православной Церкви, которая считает всю Россию своей "канонической территорией" и не приемлет попытки РКЦ увеличивать на ней количество католических верующих. "Православные ведь не стремятся распространять православие в Италии или Испании - разъяснял автору этой статьи один нижегородский священник - вот пусть и католики в России не расширяются. Пусть тратят средства и силы на работу в традиционных католических странах, на окормление своей паствы, а не на то, чтобы отрывать православных от веры их дедов и прадедов. Неужто у католиков за рубежом все так благодатно и нет проблем, что Папе кроме России заняться нечем?"

Заявление Патриарха от 12 февраля выдержано в корректных дипломатических тонах. "Сегодня, когда мятущийся мир ожидает совместного общественного действия православных и католиков, мы должны не враждовать, а трудиться вместе... Несмотря ни на какие трудности, связанные с ошибочным курсом Ватикана по отношению к Русской Православной Церкви, связи между православными и католиками будут развиваться и станут важным фактором сохранения христианских ценностей в жизни Европы и мира".

Но на местах, в провинциальных православных приходах реакция простая и однозначная: "папёжники" атакуют, хотят "окатоличить" Россию, нужно организовывать "антикатолический фронт". Уже начинаются обращения к светским властям: ограничьте деятельность католиков. Выступили с боевыми декларациями такие общественные организации, как Союз православных братств. Вобщем, после решения об учреждении епархий у российских католиков появилось больше проблем, чем было раньше.

Сестра-то сестра...

Отношения между "церквами-сестрами" РКЦ и РПЦ никогда не были хорошими, поскольку Православная Церковь всегда опасалась стремлений Рима подчинить себе восточных христиан. Нижегородское ополчение 1612 года собиралось под антикатолическими лозунгами. Исключительно рациональными моментами, связанными, прежде всего, с религиозными потребностями проживающих в России иностранцев-католиков, или этносов, у которых католицизм - традиционная религия (немцы, поляки, литовцы и др.) объяснялись те послабления в отношении к католикам, которые были в России при Петре Первом и позднее. Например, когда в 1847 году был подписан конкордат между Россией и Ватиканом, одним из положений которого было создание католической "Тираспольской епархии" на юге России с центром в Саратове.

Но если речь шла о католиках, русских по национальности, перешедших в католицизм из православия, компромиссы не допускались. Когда в 1896 году православный священник села Борисово Арзамасского уезда Нижегородской губернии Алексей Зерчанинов заявил о своем переходе в католическую веру, он был просто посажен в тюрьму. Кстати, Зерчанинова считают создателем "русской" католической общины - после царского Манифеста 17 октября 1905, года он переехал в Петербург, где стал католическим священником в общине обращенных в католичество русских. Позднее Зерчанинов встречался с Папой Пием X.

В настоящее время общее количество католических приходов в РФ меньше числа православных раз в сорок (цифры,соответственно: 10912 и 258). В нестоличных городах России католические общины, как правило, небольшие и состоят, в основном, не из новообращенных русских, а из людей, у которых католицизм - традиционная семейная религия. В Саратове костяк католического прихода составляют поляки, в Нижнем Новгороде - также люди польского, западноукраинского и западнобелорусского происхождения. Похожая ситуация в Казани, где члены общины весьма продвинуты в использовании интернета: именно казанские католики делают общероссийский католический сайт в Сети. Общины небольшие - в Нижнем Новгороде, например, не считая довольно многочисленных иностранцев, человек двести. Священнослужители, как правило, иностранцы. Преобладают поляки, но в Нижнем Новгороде священник Марио Беверати прибыл из далекой Аргентины. Отец Марио ждет, когда реализуется замысел о создании совместного автомобильного производства ГАЗ - Фиат. Тогда в Нижнем Новгороде должно появиться много итальянцев - а они ревностные католики, приходу будут помогать.

В прошлом году, когда летом в Нижегородской области проходили выборы губернатора, кое-кто попытался втянуть католиков в грязную предвыборную историю. Противниками одного из кандидатов была выпущена фальшивая газетка (единственный номер, но в самый разгар кампании) от имени некоей "нижегородской конгрегации католической молодежи". В газетке - ругань в адрес православия и призыв голосовать за "настоящего католического кандидата" такого-то. Чтобы понять, что газета фальшивая, а тот, кто ее состряпал, не очень утруждал себя изучением католических традиций, религиоведу достаточно было взглянуть на ее заголовок и подзаголовок. Но избиратели-то в массе своей не религиоведы! Отец Марио вынужден был делать заявления для прессы.

В Нижнем Новгороде, Казани, Саратове, Оренбурге напряженных моментов, связанных с католиками, практически не было. Однако в целом отношения между Ватиканом и Московским Патриархатом РПЦ холодные. В Ватикане часто повторяют, что для РКЦ Православная Церковь - это "Церковь-сестра". Но, честно говоря, чувствуется, что рассматривают эту сестру как сестру младшую. Что делать - по прежнему сохраняется в Ватикане этакий вселенский замах в духе крестовых походов, когда все прочие церкви рассматривают как отколовшиеся от главной, католической. Ватикан отнюдь не согласен с тем, чтобы РКЦ в России была на положении церкви для иностранцев и нескольких этнических групп. Реакция РПЦ МП - соответствующая. При этом интенсификации миссионерской деятельности католиков в России опасаются не только православные. Председатель Центрального Духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин действия Римского престола оценил негативно и сказал, что учреждение в России католических епархий "очень похоже на сознательную провокацию".

Вобщем, вряд ли нынешнему Папе доведется побывать в России.

МИД уполномочен заявить...

В стороне от православно-католических коллизий не осталась светская власть. В тот же день, когда сделал заявление Патриарх, последовало заявление Министерства иностранных дел РФ. Оно рекомендовало Ватикану "воздержаться от создания епархий и урегулировать этот вопрос с Русской Православной Церковью". Российский МИД подтвердил свою заинтересованность в налаживании отношений между Русской Православной и Римско-Католической церквами, которые бы "строились на равноправной основе и не наносили ущерба интересам РПЦ".

Саратовский губернатор Дмитрий Аяцков также не одобряет идею открытия в Саратове католической епархии. "Меня беспокоит, как теряет сегодня позиции православная религия нашего государства Российского. Еще больше меня волнует открытие католической епархии в Саратове. Православной церкви нужно вести серьезную работу, а ее не видно. Мы теряем православие. А когда есть пустоты, ниши, их заполняют другие религии", - отметил губернатор.

Rambler's Top100          Информ-система ДОМ: Все для нижегородцев           SpyLOG

Хостинг от uCoz