Раздел сайта Некоторые статьи нижегородского журналиста Григория Котошихина 

на главную стр.

Григорий Котошихин (с) 2002

РЕЛИГИЯ И ПЕРВЫЙ ТУР ВЫБОРОВ ГЛАВЫ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА (СЕНТЯБРЬ 2002 Г.) - для сайта "Религиозная свобода в Нижегородском регионе": http://www.religio.nnov.ru

Обнародованы официальные результаты первого тура выборов главы Н.Новгорода . Во второй тур вышли действующий мэр города Юрий Лебедев и депутат Государственной Думы Вадим Булавинов.

Оценивая роль религиозного фактора в предвыборной кампании следует отметить очень значительное ее снижение и уменьшение степени участия в кампании религиозных организаций по сравнению с выборами губернатора летом 2001 года.

Летом 2001 года…

В период прошлогодней кампании управляющий Нижегородской епархией митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай открыто поддерживал одного из кандидатов (действующего губернатора И.П.Склярова). Имела место агитация за данного кандидата с церковного амвона, а в Серафимо-Дивеевском монастыре, как было отмечено средствами массовой информации, агитация велась непосредственно в день голосования на втором туре. В агитационных материалах И.Склярова широко использовались его совместные фотографии с митрополитом.

В предвыборную кампанию на стороне Склярова были вовлечены старообрядческие духовные лидеры. То же касается позиции Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Не вполне нейтральна в отношении губернаторских выборов была и Нижегородская синагога, также дававшая понять, что симпатизирует действующему губернатору.

Сторонники различных предвыборных лагерей делали интенсивные попытки использования организационных ресурсов протестантских религиозных объединений, для которых характерен принцип прямого членства и большая сплоченность рядовых верующих, чем у традиционных, исторических конфессий. В отдельных случаях общины некоторых протестантских конфессий, находящиеся за пределами Н.Новгорода, шли на сотрудничество с избирательными штабами.

Порой при использовании религиозного фактора в губернаторской кампании нижегородские политехнологи проявляли аморальные подходы. Противниками кандидата Г.Ходырева (в то время состоявшего в КПРФ) практиковалось запугивание верующих тем, что при победе коммуниста начнутся, как в советское атеистическое время, закрытия храмов и нарушения принципы свободы совести. Для предвыборной пропаганды цинично была использована даже кончина митрополита Николая (владыка скончался в июне, в самый разгар предвыборной борьбы): целенаправленно распускались слухи, что, якобы, последней волей архипастыря была победа на выборах И.Склярова.

В ходе губернаторской кампании имела место связанная с религиозными мотивами провокация против кандидата в губернаторы В.Булавинова. В июле 2001 года была выпущена (с фальшивыми выходными данными) газета «Вестник католической молодежи» от имени несуществующей «Конгрегации католической молодежи». В газете содержался призыв голосовать за Вадима Булавинова - «единственного кандидата-католика», фотография Булавинова, пожимающего руку Иоанну-Павлу II. При этом в газете содержались статьи с грубыми, атеистического характера, нападками на Русскую Православную Церковь и православных священнослужителей, а также утверждения, что католики – за “свободную продажу легких наркотиков”, либеральное отношение к сексу и т.п. Газетка специально разбрасывалась вблизи православных храмов во время воскресных богослужений. Настоятель нижегородского католического прихода о.Марио Беверати делал официальные заявления о том, что нижегородские католики не имеют отношения к упомянутой газете.

Осенью 2002 …

Однако в кампании по выборам мэра города осенью 2002 года попыток использования религиозного фактора в таких масштабах, как на губернаторских выборах, не прослеживалось. Не было каких-либо публичных агитационных обращений представителей Православной Церкви, мусульман и старообрядцев. Православные храмы не фигурировали на предвыборных плакатах. По сведениям автора данного материала, были оставлены в покое и протестантские организации.

Разумеется, нельзя говорить о полном забвении религии избирательными штабами.

В первом туре мэрских выборов (как и в выборах губернатора) в СМИ, выражающих точку зрения кандидатов, оппозиционных полномочному представителю Президента РФ в Приволжском федеральном округе С.В.Кириенко, активно публиковались материалы, критикующие саентологию, деятельность сторонников Р.Хаббарда. Как известно, в свое время С.Кириенко, активно поддерживающий в организационном плане кандидата в мэры В.Булавинова, имел в 1994 году отношение к Нижегородскому Хаббард-колледжу, посетив несколько его занятий. Эту тему, кроме нижегородских СМИ, поднимал, в частности, августовский номер журнала «Компромат» (Сергей Плужников «Птенец Хаббарда», Компромат, № 8, август 2002, С.18-21), являющийся бумажной ипостасью сайта  Компромат.Ru.

Как отмечали некоторые нижегородские СМИ, во время торжеств в Тамбове, связанных с 60-летием архиепископа Нижегородского и Арзамасского Евгения, сохраняющего за собой и Тамбовскую кафедру, имели место попытки воспрепятствовать съемкам рядом с архиеписком Евгением главы Нижнего Новгорода Ю.Лебедева, бывшего в числе приглашенных гостей.

В настоящее время противники Ю.Лебедева, имеющего хорошие отношения с Духовным управлением мусульман Н.Новгорода и Нижегородской области, начали «разрабатывать» а агитационном аспекте «исламскую» тему. Замысел состоит в том, чтобы представить руководителей ДУМНиНО и, соответственно, Ю.Лебедева в качестве людей, связанных с ваххабизмом, исламскими экстремистскими и пантюркистским организациями из Турции. Такой пропагандистский сюжет уже прошел на одном из нижегородских телевизионных каналов. «Зацепкой» для недобросовестных журналистов стало то, что турецкие спонсоры были среди тех, кто жертвовал деньги на строительство новой мечети «Тауба», открытой в 2001 году в Автозаводском районе г. Н.Новгорода и на другие проекты ДУМНиНО.

Во втором туре выборов, который как уже понятно сейчас, будет отличаться еще большим драматизмом, чем первый и невысокой явкой, можно ожидать и обращения политтехнологов из лагеря, противостоящего действующему мэру, к нетрадиционным религиозным организациям. Сотрудники департамента по связям с общественностью городской администрации, возглавлявшейся Ю.Лебедевым, неоднократно заявляли публично, что администрация выступает за «западноевропейскую модель» государственно-конфессиональных отношений, предполагающую преференции для исторических, традиционных конфессий. В отличие от сотрудников областной администрации и полпредства Приволжского Федерального округа представители городской администрации не уклонились от публичного участия в апреле 2001 года в проводившейся Нижегородской епархией РПЦ международной конференции "Тоталитарные секты - угроза XXI века» и даже оказали ей информационную поддержку, разместив на официальном сайте администрации города подробный пресс-релиз по ее итогам. Конференция была направлена против ряда новых религиозных движений и вызвала отрицательную реакцию у политиков из либерально-западнических кругов, обвинения в нарушении принципов свободы совести, трехдневный пикет саентологов у здания, где конференция проводилась. По данным автора этого материала, имеются предложения политтехнологов к нижегородским религиозным группам, недовольным слишком тесным сотрудничеством городской администрации с традиционными конфессиями и ее четким делением протестантов на тех, с кем следует поддерживають корректные отношения (баптисты, адвентисты седьмого дня, традиционные пятидесятники) и тех, содействие которым неприемлемо.

Однако, как уже отмечено, в целом такого присутствия в выборной кампании религиозной тематики, как в прошлом году нет и скорее всего, не будет. Меньшее внимание политтехнологов к религии в текущей выборной кампании объясняется двумя причинами. Первая состоит в том, что религиозные деятели всех конфессий, в связи с глубоким расколом в Нижегородской политической элите и постоянно растущей степенью ожесточенности и «нечистоты» нижегородской политической жизни, попросту опасаются оказаться дискредитированными прямым участием в политической борьбе, испортить отношения с какой-либо политической силой и отвергают предложения организаторов политических кампаний. Однако более важной представляется другая причина: политтехнологи реально оценили степень эффективности использования религиозного фактора в политической борьбе. Как показали события губернаторской предвыборной кампании, данный фактор не следует переоценивать – поддерживавшийся Православной Церковью и мусульманским духовенством И.Скляров потерпел сокрушительное положение на выборах 2001 года. При этом речь идет не только о том, что верующие не склонны видеть в религиозных организациях политических советчиков, и участие религиозных объединений в политике, имеющей репутацию грязного дела, вызывает отторжение у верующих. Влияет и неглубокий характер современной массовой религиозности, и своеобразие сознания современного верующего человека.

В этом смысле впечатляют некоторые данные из социологического исследования образа жизни нижегородцев на рубуже тысячелетий, проведенное под руководством профессора Галины Широкаловой (Г.С. Широкалова Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев - Социологичнские исследования, 2001, № 7, С. 80-88). С одной стороны, к верующим причислили себя 51,2 % респондентов (в 1982 году, согласно итогам тогдашнего засекреченного социологического исследования, был 21%). Однако из общего количества тех, кто назвали себя верующими, регулярно посещают церковь или мечеть только 16,7 %, читают религиозную литературу 23,8 %, исполняют религиозные обряды - 23, 5 %. Но даже если взять "настоящих" верующих (соблюдающих религиозные обряды), то картина их сознания представляется достаточно неожиданной. Например, как известно, любая религиозная организация резко и бескомпромиссно осуждает аборты. Безнравственность и преступность аборта - постоянные темы проповедей священнослужителей. Однако по итогам исследования, о котором идет речь, только 38% из соблюдающих обряды, то есть по-настоящему включенных в религиозную деятельность верующих, осуждают аборты. В сожительстве без венчания, без регистрации брака видят грех лишь 19,6 % опрошенных этой "элитной" категории. При таком отношении к поучениям священников по базовым вопросам морали стоит ли ждать большой эффективности от советов священнослужителей, за кого голосовать?

16/09/2002

Rambler's Top100          Информ-система ДОМ: Все для нижегородцев           SpyLOG

Хостинг от uCoz