Раздел сайта Некоторые статьи нижегородского журналиста Григория Котошихина |
Семен Благовещенский
УГРОЗА XXI ВЕКА ?
В Православном просветительском центре во имя святителя Николая в Н.Новгороде состоялась презентация новой книги "Тоталитарные секты - угроза 21 века". Проблемам, которым посвящена книга, соответствует ее оформление - на обложке помещены изображения монстров с картин Иеронима Босха. обложка книги
СДЕЛАЕМ НАШ РАЗУМ ЧИЩЕ!
Книга представляет собой сборник материалов международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты - угроза 21 века", которая состоялась в Н.Новгороде в апреле 2001 года. В конференции приняли участие представители семи стран и 22 епархий Русской Православной Церкви. Одним из докладчиков конференции стал министр Французской Республики Ален Вивьен - председатель Межминистерской комиссии по борьбе против сект при премьер-министре Франции. Конфренция носила межконфессиональный характер. Среди участников -лютеране и католики, мусульмане (муфтий Альбир Крганов из Чувашии и нижегородский муфтий Умяр Идрисов), глава нижегородской иудейской религиозной общины Эдуард Чапрак. Да и вообще, те религиозные объединения, о которых шла речь ("тоталитарные секты", "деструктивные культы", "психокульты", "религиозные организации, вызывающие общественное беспокойство") критиковались не столько с точки зрения богословских догматических установок, а с позиций рассудка и общественной морали. Даже лозунг конференции не носил религиозного характера : "Сделаем наш разум чище!".
Проходила конференция необычно: в течение всей своей работы она пикетировалась сторонниками саентологии. Их специальная бригада во главе с Юлией Азбеновой, директором департамента общественных связей московского Центра "Дианетика" прибыла ради этого из Москвы. Особенно возмущались саентологи присутствием на конференции гостя из Канады - Джеральда Армстронга, бывшего личного архивиста Рона Хаббарда, который, разочаровавшись в хаббардизме, покинул своего шефа забрав с собой (честно говоря, без спроса) много документов из главного архива саентологов и придал их гласности. Джеральд Армстронг к пикетчикам-саентологам несколько раз подходил, предлагал ответить на все вопросы. Предварительно он надевал на голову бейсболку с надписью "wog". Wog - это на американском жаргоне что-то типа "чернозадый" - так саентологи презрительно называют противников хаббардизма. Но американцы, которым саентологи, в отличие от России, достаточно давно надоели, стали демонстративно носить в присутствии адептов Хаббарда шапочки с этой надписью.
Незамеченной конференция не осталась. Целый ряд общественных деятелей и в России, и за рубежом, высказали о ней негативные оценки, обвинили организаторов в нарушении принципов свободы совести и вероисповеданий, в пропаганде нетерпимости.
ЗА ЧТО ИХ НЕ ЛЮБЯТ ?
О каких же религиозных группах на конференции шла речь? "Черный список" сект, приводимый в книге, содержит более 60 названий, заканчиваясь словами "и другие". Они очень разные, их трудно классифицировать, очень часто они не вписываются в традиционные схемы классической социологии религии. Среди них есть пришедшие из за рубежа, и имеющие чисто российское происхождение; возникшие в середине 1990-х годов, и оформившиеся уже 80-90 лет назад. Есть склонные к восточным религиозным идеям, есть провозглашающие себя христианскими; есть убежденные, что они объединяют все религии; есть заявляющие, что их организация вообще не носит религиозного характера. Есть вызывающие смех, есть вызывающие страх. Разные "деструктивные культы" критикуются за разное, у кого-то из них черты, вызывающие опасения общественности, выражены в большей, а у кого-то в меньшей степени.
Но общие обвинения в их адрес - что исподволь лишают человека свободы, отрывают его от семьи и от близких, применяют психологическое насилие, насаждают психологическую зависимость от лидера; лишают способности критически мыслить. А в ряде случаев параллельно с этим еще и облегчают кошельки своих адептов.
ИМЕНА
Как легко догадаться, в научном плане можно долго спорить, какая секта "тоталитарная" а какая нет. Шли такие споры и на конференции. Один из авторов сборника, Игорь Симонов, заместитель директора департамента по связям с общественностью администрации Нижнего Новгорода, сказал на презентации книги, что он намного укоротил бы черный список, приведенный в ней. Но есть группы, в отношении характера которых споров никто не ведет. Ниже приводится верхушка этого "хит-парада" из числа героев книги.
Свидетели Иеговы.
Самая "старшая" из российских организаций, чситаемых тоталитарной сектой. В России появилась уже в 1920-е годы. Была объектом множества судебных исков (в постперестроечной России - пяти), в частности, по поводу запрета адептам этой организации переливать кровь.Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства (Церковь Объединения). Сторонники корейско-американского проповедника Сан Мен Муна. Считают его живым Богом, и даже вступают в брак согласно тому, как соединит их Мун (он решает это, рассматривая присланные фотографии). Организация имеет множества филиалов, по названиям которых трудно догадаться, что речь идет о мунистах. В Н.Новгороде и других городах Приволжья действуют также филиалы АСДОМХ: Ассоциация женщин за мир во всем мире, Ассоциация семей за мир во всем мире, студенческая ассоциация CARP (Collegiate Association for the Research of Principles)
Церковь Саентологии
. Ее филиалами являются различные Центры Дианетики, Хаббард-колледжи (основатель данной религии - писатель-фантаст Рон Хаббард, а "Дианетика" - название одной из основных его книг). Саентологов, в частности, обвиняют в том, что организация представляет из себя машину для выкачивания денег из адептов посредством устройства "лестницы" платных семинаров по обучению саентологии, каждый из которых дороже предыдущего.Православная Церковь Божией Матери Державная
. Прежние названия: Церковь Божией Матери Преображающейся, Российская Марианская Церковь, Община Божией Матери, Фонд "Новая Святая Русь", "Мария, 21 век", "Вселенская Параклитическая Богородичная Церковь", были и еще названия, но самое первое - Богородичный Центр. В последнее время пытается активизироваться за пределами столичных городов (наша газета уже писала о "богородичниках": "ВЕК" № 49, 14-21 Декабрь, 2001 г., Нижегородский выпуск)Церковь Христа (она же Московская Церковь Христа, Бостонское движение). Неопротестантская организация, для которой характерно назначение наставника за каждым членом. Над наставником есть, в свою очередь свой наставник и т.д. Наставник ведет себя по отношению к ученику как авторитарный руководитель, диктует, как жить...
Церковь Последнего Завета
. Сторонники Виссариона, (бывший красноярский милиционер Сергей Тороп), которого считают Христом, явившемся во второй раз. Строят под руководством Виссариона "Город Солнца" в тайге под Минусинском."Рэйки Кадуцей" или Межгалактический центр Иерархии Света (оцените название). Это пока "новинка" для Приволжья, руководится приезжающей из Москвы Натальей Назыровой, "верховной жрицей". Учение - в духе течения "нью эйдж" (идея о единстве всех религий, рассуждения о "космической энергии", возможности получения особых духовных способностей, открытия "третьего глаза" и т.п.). Система выкачивания денег - по принципу саентологии, но менее разработана. Есть и еще многочисленные примеры сект, которые в регионах Приволжского округа не прижились (например, у нас никогда не было организованных сторонников "Аум Синрикё"), или к которым у людей явно выработался иммунитет ("Великое Белое братство Юсмалос"). Но дело в том, что злоупотребляющие свободой совести организации продолжают возникать и за рубежом, и в России, появляются очередные "пророки новой истины"... КУДА ТОЛЬКО СМОТРИТ МИЛИЦИЯ ? Такой вопрос кто-то задает, возможно, при чтении данной статьи. Почему все эти организации не закрывают, не разгоняют и т.д. и т.п.? Здесь как раз и надо говорить о главной проблеме в отношении новых религиозных култтов как заграницей, так и в России. Полиция или милиция смотрит в законодательство. Но эти организации не нарушают формальных законов, статей Уголовного Кодекса. Если бы они распространяли наркотики, насильственно удерживали людей в своих рядах... - но они этого не делают. А совершеннолетнему человеку не запрещено, например, отдавать рэйкистам деньги за посвящение в очередное звание обладателя тайных космических знаний, распродавая ради этого домашнее имущество. Потому Ленинский РУВД г. Н.Новгорода 6 декабря 1999 года отказал в возбуждении уголовного дела против Российского Центра Рэйки "Кадуцей","принимая во внимание добровольное участие членов Центра в деятельности данной организации","отсутствия в действиях членов организации признаков преступления". Нет запрета верить во всемогущество Муна и причащаться напитком, куда в качестве одного из ингредиентов входит кровь и сперма корейского проповедника. Саентологам не запрещено отсчитывать летоисчисление не от Рождества Христова, а от выхода в свет книги "Дианетика" ( у них сейчас 53-й год идет). Свидетелям Иеговы не запрещено запрещатьсвоим адептам отмечать их дни рождения, не принимать участия в праздновании 9 мая, 8 марта и других праздников, не упоминаемых в Библии, ходить по квартирам с целью вербовки сторонников, тщательно фиксируя имена и фамилии посещенных, отмечая их реакцию на проповеди, и ждать Армаггедона (это конец света, когда все погибнут, останутся только Свидетели Иеговы). И не запрещено эти взгляды проповедовать. И нет запрета отказываться от своей личной свободы и передавать решение вопросов своей жизни Муну, Виссариону, Береславскому, Назыровой, наставнику "Московской Церкви Христа". Закрыть, ликвидировать религиозную организацию можно только через суд, доказав ее вину, опровергнув доводы адвокатов. Кстати, как правило, очень квалифицированных - ведь сумели Свидетели Иеговы четырежды выиграть в Москве суд против них. Да честно говоря, какой толк от формального запрета сегодня, в эпоху Интернета? Ну, уйдут в подполье, получат ореол гонимых, вероучение обретет для кого-то "сладость запретного плода". Так что способы противодействовать деструктивным культам - это слово, информирование, воспитание, убеждение. То есть все то, чем заниматься, в отличие от формальных запретов, сложнее всего, что требует знаний, искреннего участия, деликатности, настойчивости и многих сил. Нельзя сразу объявлять тоталитарной сектой любое новое, непривычное религиозное движение. Стоит напомнить, что и Свидетели Иеговы, и мунисты, и адепты "Рэйки Кадуцей" - полноправные граждане России и, как принято теперь подчеркивать, налогоплательщики. Они имеют полное право на свои убеждения и на то, чтобы жить в соответствии с ними, какой бы странной ни казалась эта жизнь со стороны. Но и общественность, и, например, органы образования, учреждения культуры имеют право знать, какая у какой религиозной организации репутация, быть в курсе и критических точек зрения о том или ином религиозном сообществе, о претензиях, предъявляемых ему гражданами. Ведь право на информацию, на свободу слова - не менее священное право, чем свобода вероисповеданий. Книга, вышедшая в Нижнем Новгороде, это право использует. Выходные данные книги: Материалы Международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты - угроза XXI века". Издательство Братства св. Александра Невского. Нижний Новгород, 2001, 279 стр., с илл. Тираж - 4000 экз. ББК 86.372 М 65. ISBN 5-88213-045-X