Раздел сайта "Некоторые статьи нижегородского журналиста Григория Котошихина" 

на главную страницу

Это необычная статья, иллюстрирующая, как журналист может ошибиться в политических прогнозах. Я считал, что на выборах главы г. Нижнего Новгорода в сентябре 2002 года победит действующий мэр Юрий Лебедев, поскольку, в частности, он лучше вел агитационную кампанию. Об этом с конкретными примерами  и говорит заранее подготовленная мной статья, большая часть которой тут опубликована. Но кто же мог знать, что будет прогремевшая на всю страну история с арестом судебными приставами мешков с избирательными бюллетенями, семичасовым их пребыванием в распоряжении противников Лебедева  и последующим освобождением ? Равно как и сюжетец с отключением системы ГАС-Выборы, а затем с благополучным восстановлением ее работы? На выборах победил с отрывом на 0,6 процента Вадим Булавинов. Труд по написанию статьи пропал - пусть хоть будет на этом сайте в качестве памятника журналистской самонадеянности. Статья помещена в сокращении.

Григорий Котошихин

ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ

В советское время так любили называть различные методические пособия по организации партийной пропаганды, агитации и политучебы. Но и в новую эпоху убеждать – это по-прежнему искусство.

Всякая предвыборная кампания складывается из двух составляющих: организационной и агитационной. Организационная – это все то, о чем так много в последние месяцы говорили СМИ: снятия кандидатов с дистанции, суды, двойники и вспомогательные дублеры, предвыборные коалиции, тайные сговоры за спиной электората, пресловутый административный ресурс и проч. Но все это не отменяет необходимости убеждать избирателя в том, что один кандидат все-таки меньшее зло по сравнению с другим. В победе действующего мэра на выборах сыграло свою роль, кроме всего прочего, и неумение его противников (не считая искусственно снятого фаворита) эффективно агитировать.

Кризис нарративной пропаганды

В исторической науке есть понятие «нарративные источники». “Нарративные” в переводе означает «рассказывающие», «повествующие». Пишет, к примеру, летописец из города А, что город А. был процветающим, а город В – нет. Но вот археологи производят раскопки и по количеству остатков каменных зданий, утвари, предметов роскоши в городе В. выясняют, что нарративный источник (летопись) неточен, все было не совсем так.

Предвыборная агитация также бывает нарративной и не нарративной, «фактовой», причем первая в городе Нижнем Новгороде явно переживает кризис жанра. Утомили избирателя политтехнологи, не желает он читать пачки предвыборной макулатуры, которые ему вкладывают в почтовые ящики, и выступления «объясняющих господ» по ТВ смотрит вполглаза. А вот «фактовая» пропаганда в виде открывшейся станции метро, отремонтированных библиотек, центра «Мать и дитя», торчащих из окской воды опор будущего метромоста - это «весомо, грубо, зримо». И сколько ни повторяй, что на стадионе «Труд» льда нет, это не портит общего впечатления: вот он, стадион-то, раньше не было, а теперь стоит – значит, рано или поздно и лед будет. Причем в свете «ненарративной» пропаганды нередко начинают неожиданно "играть" мотивы, используемые противниками в пропаганде «повествовательной». Например, пассаж о «шахунском киномеханике» на фоне пяти открывшихся кинотеатров, не уступающих по уровню западным . <...>

Конечно, и оппоненты Ю.Лебедева использовали приемы «фактовой» агитации – прежде всего, манипуляции со светом и теплом в предвыборный период. Но проблема в том, что негативная «ненарративная» пропаганда не имеет направленного, «кумулятивного» характера. Она как граната Ф-1: поражает всех, кто оказывается в радиусе разлета осколков. В данном случае в радиусе оказались все без исключения властные структуры.

Компромат не работает

Еще один урок проведения последних предвыборных кампаний в столице Приволжского ФО: компромат и «обличаловка» не действуют так эффективно, как расчитывают политтехнологи. Поток критики и обвинений давно приелся, перестал шокировать, особенно когда обвинений анекдотически много, как было в отношении Лебедева. Да и что такое местный провинциальный компромат по сравнению с тем, что показывали на центральных каналах, например, о человеке, похожем на генерального прокурора? Но главное: люди, часто сами того не осознавая, истосковались по «позитиву», по хорошим новостям. В осенней выборной кампании позитивную пропаганду предлагал только штаб действующего мэра. Плакаты газеты «Город и горожане», кратко расказывающие о маленьких достижениях в разных сферах городской жизни, смотрелись необычно, запоминались. Они производили лучшее впечатление, чем отпечатанная на дорогой глянцевой бумаге программа В.Булавинова «Новые принципы управления городом», украшенная иллюстрациями в стиле кубистской живописи, поминающая на большинстве страниц город Чебоксары как образец для Нижнего и обещающая увеличить доходную часть бюджета «в несколько раз». Впрочем, много ли народу эту брошюру вообще захотело прочесть? <...>

Кстати, стоит отметить, что предвыборный штаб Лебедева, в отличие от штабов всех оппонентов, не использовал плакаты с портретом своего кандидата. В связи с тем, что за последнее время нижегородцам изрядно надоели налепленные в самых неподходящих местах агитационные листы с изображениями отретушированных физиономий претендентов на разные посты, это также стало плюсом для действующего мэра.

Голубой огонек и город Пекин

Противники Ю.Лебедева наделали немало ошибок и в классической «нарративной» агитации и контрагитации.

Например, крутился по нижегородским государственным телеканалам клип песни Бориса Гребенщикова «Голубой огонек». На фоне песни о превратностях человеческой судьбы под аккомпанемент баяна показывали играющего на этом народном инструменте Юрия Лебедева и необустроенные кварталы города. Вот, вроде бы, пиаровская находка! Находка, но только для тех, кто получил за ролик немаленькие, надо думать, деньги.

Лирический герой песни Гребенщикова явно вызывает сочувствие, проникновенная мелодия песни - в стиле традиционного русско-советского «городского романса», а еще и ролик снят в черно-белой гамме. Пожилому зрителю, который не особенно «в теме» предвыборной борьбы и деятелей предвыборных штабов, клип навеял настроения кинофильмов его юности – «Весна на Заречной улице» или трилогии о Максиме. Кандидат Лебедев ассоциировался у зрителя с задушевной музыкой и запоминающимися раздумчивыми словами Б.Г.: «Но не купишь судьбы в магазине, не прижжешь ей хвоста угольком…». Тут многие и о собственной судьбе, наверное, подумали. Да и человек, играющий на музыкальном инструменте, вызывает у людей симпатию – не зря Билл Клинтон практиковал игру на саксофоне перед телекамерами. Словом, высокобюджетный ролик ударил мимо цели.

На призовое место среди неадекватностей антилебедевской предвыборной агитации просится, пожалуй, программа «Итоги» на НТР. Стиль программы «Время» в апофеоз «застойного периода», левитановский голос диктора, императивный стиль зачитываемых текстов– наверное, расчет был на то, что у кого-то все это вызовет взрыв ностальгических настроений. Вместе с желанием голосовать как в бытность системы «одна выборная должность – один кандидат». Только вот в свете событий, имевших место в городе и мире в течение последнего десятилетия, римейк брежневского «Времени» даже в глазах тех, кому сейчас 60-70 лет, выглядит как неуместая пародия. А уж для людей в возрасте тридцати и меньше… Да еще в сравнении с начинающейся сразу после НТР-овских «Итогов» живой программы Резонтова на «Волге»…

Другой политический лагерь на выборах действовал явно лучше. Его пиарщики цепко выхватывали из информационного потока эффектные фразы и эпитеты. Пущеное Климентьевым словечко «хунвейбины» тут же намертво приклеилось к известным политическим персонам, и песня Владимира Высоцкого «Возле города Пекина…» попадала в цель.

Таких преимуществ в ведении агитации сторонниками действующего мэра было очень много, вплоть до того, что девушка - ведущая новостей на «Волге» была симпатичней, чем на «Сетях-НН». <...>

  Rambler's Top100    Информ-система ДОМ: Все для нижегородцев           SpyLOG

Хостинг от uCoz