Раздел сайта Некоторые статьи нижегородского журналиста Григория Котошихина 

на главную стр.

 

 

Григорий Котошихин  ПРАВО НЕ СТРЕЛЯТЬ БЕЗ ПРАВА НЕ СЛУЖИТЬ

(Альтернативная гражданская служба вчера, сегодня, завтра)

16 января 2002 года судья Нижегородского районного суда Ольга Голубева отклонила иск прокуратуры Нижнего Новгорода о признании недействительным распоряжения главы Нижнего Новгорода Юрия Лебедева о прохождении альтернативной гражданской службы (АГС). Исполняющий обязанности прокурора Нижнего Новгорода Леонид Денисов намерен обратиться по вопросу об АГС в суд высшей инстанции.

При царе и при Ленине

Не всем известно, что вопрос об АГС имеет в нашей стране давнюю историю. Впервые нечто, напоминающее АГС, появилось в Российской империи в начале 1880-х годов. В 1874 году была введена всеобщая воинская повинность, вслед за чем последовали отказы от военной службы сторонников некоторых религиозных течений, категорически отрицающих по своему вероучению военную присягу и ношение оружия. Вообще-то, тогда по настоящему проявила массовое упорство только одна религиозная группа - меннониты - представители одного из редких для России течений протестантизма. Около 15 тысяч меннонитов эмигрировали во второй половине 1870-х годов в США и Канаду. Напуганное экономическими последствиями дальнейшей эмиграции этой, тогда большой и богатой, религиозной общины, царское правительство пошло на компромисс. В Устав о воинской повинности были внесены изменения, и, согласно его статье 179, меннониты освобождались от присяги и ношения оружия, отбывая сроки обязательной службы в невойсковых командах. Такая служба для меннонитов длилась четыре года, проходила в лесничествах, пожарных бригадах, в мастерских морского ведомства. Государство оплачивало только часть содержания "альтернативщиков", а их продовольственное, вещевое обеспечение, проезд к месту службы, отопление и освещение казарм обеспечивала меннонитская община.

Впрочем, в вопросе о том, что сегодня называют альтернативной гражданской службой, политика царского правительства была очень непоследовательной и несправедливо избирательной. Например, духоборам, у которых взгляды на воинскую службу были точно такими же, как у меннонитов, право на АГС в отличие от последних, не предоставили. В 1895 году большая группа духоборов, отказавшаяся служить в армии, была наказана тюремными заключениями и каторжными работами. Лишь в качестве исключения предоставляли иногда право службы в невойсковых командах евангелистам, баптистам, адвентистам седьмого дня, последователям учения Льва Толстого.

Советская Россия, вслед за Великобританией (1916 г.) и Данией (1917 г.) одной из первых признала право своих граждан отказываться от военной службы в силу религиозных взглядов. 4 января 1919 года Ленин подписал декрет "Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям". Декрет предписывал: "Лицам, не могущим по своим религиозным убеждениям принимать участие в военной службе, предоставить право по решению народного суда заменить таковую санитарной службой преимущественно в заразных госпиталях или иной соответствующей общеполезной работой по выбору самого призываемого". Право на АГС, хотя в урезанном виде, подтвердил и Закон СССР 1928 года "Об обязательной военной службе". Но затем произошли события, которые в современных учебниках отечественной истории называют "сталинский государственный переворот 1929 года". АГС, наряду с большинством других проявлений демократии, исчезла в стране как явление, хотя формально была отменена лишь Законом 1939 года "О всеобщей воинской обязанности".

"Мало дали!"

В последующий период советской истории о восстановлении права граждан на АГС речи никогда не шло, несмотря на участие СССР в Хельсинских соглашениях и тому подобных форумах, связанных с правами человека. Между тем проблема отказов людей с определенными религиозными убеждениями служить в армии в Советском Союзе была. В послевоенные годы немало юношей, принадлежащих к религиозным организациям евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы было осуждено за отказ служить с оружием и принимать присягу. Например, в Нижегородской (тогда Горьковской) области после войны было три таких судебных процесса. Во всех трех случаях речь шла о сторонниках одного из течений в баптизме - адептах Совета Церквей Евангельских Христиан-Баптистов, так называемых "баптистах - инициативниках", отличавшихся бескомпромиссностью своих религиозных воззрений. Самым громким был процесс выпускника профессионально-технического училища по имени Виктор Мирошкин, проходивший в конце 1970-х годов в городе Выксе. Два других процесса состоялись в областном центре, и известные органы, опасаясь каких-нибудь неприятных акций и демонстраций от заезжих правозащитников из столицы, сделали процессы закрытыми. Но в провинциальной Выксе суд проводили открыто, позволив присутствовать и единоверцам Мирошкина, и всем желающим. После оглашения приговора (стандартные два года - чтобы ровно столько, сколько должен был служить в армии) присутствовавшие "инициативники", по традиции многочисленных судебных процессов против них, забросали осужденного цветами. Но в "пиаровском" смысле это тогда, как говорится, "не прозвучало", потому что весь зал был за суровое наказание отказника. Молодые земляки Виктора, недавно отслужившие, демонстративно явились на оглашение приговора в "дембельском" военном обмундировании с армейскими наградными значками; пожилые ветераны войны пришли при боевых орденах. "Мало дали!" - закричал зал, заслушав приговор. И не была такая реакция людей организована никаким КГБ или парторганизацией. Отношение к армии и армейской службе у подавляющего большинства граждан СССР было таким же, как у "дембелей", присутствовавших в зале выксунского суда.

Здравый смысл нижегородских чиновников

С тех пор в стране слишком многое изменилось: и общее отношение молодежи к армейской службе, и количество молодых верующих из "антиармейских" конфессий, и Конституция. Статья 59 Основного Закона страны, имеющего прямое действие, говорит однозначно: "Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных Федеральным Законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой". То есть, требовать АГС можно даже и не по религиозным причинам: достаточно назвать себя пацифистом - и все. То, что Конституция - Закон прямого действия - это очень важно. Потому что по-настоящему настойчивый и грамотный молодой парень, который откажется идти в армию и подаст в суд на военкомат, потребовав прохождения альтернативной службы, суд этот рано или поздно выиграет - проверено сотни раз во всех регионах России. Выиграть суд помогут правозащитные организации или компетентные инструкции из популярнейшей у российских юношей брошюры "Как закосить от армии", каковая продается почти на всех уличных книжных лотках, раза четыре печаталась в бульварных газетах и есть в любой электронной библиотеке российского Интернета.

После выигранного суда ситуация получается интересная и для его победителя чрезвычайно приятная. Если в армию законно не идешь - значит должен законно АГС проходить. А проходить ее реально негде: никто не организовал. А никто не организовал, потому, что нет Федерального Закона "Об альтернативной гражданской службе", призванного определить, какой конкретно АГС должна быть, например, по своей длительности, кто ее конкретно организует и на какие деньги. А закона нет, потому что его Государственная Дума с 1994 года не может принять: трудно ведь выбрать из четырех вариантов, за каждым из которых стоят конкретные интересы солидных ведомств и влиятельных социальных групп. Может, Дума этот закон и вообще никогда не примет. Вобщем, в нашей стране на сегодняшний момент человеку призывного возраста можно законно не служить нигде. А в случае чего - смело пиши в международные инстанции и объявляй себя "узником совести", что немало народу уже сделали. Таким образом, на юридически подкованного "уклониста" от военной службы у призывных комиссий сейчас нет никакой законной управы: он всегда имеет "отмазку" в виде 59-й статьи.

Наверное, именно эти обстоятельства, а не только (или не столько) абстрактная забота о правах человека заставила главу города Нижнего Новгорода Юрия Лебедева прислушаться к предложениям Нижегородского общества прав человека ( руководители Нина Таганкина и Виктор Гурский) и выпустить распоряжение № 1948-р от 27 июня 2001 года о проведении эксперимента по прохождению альтернативной гражданской службы. Смысл распоряжения - организовать в Нижнем Новгороде реальную возможность альтернативной гражданской службы, создать муниципальный отряд АГС, где ее будут проходить те, кто этого требует. Такое произошло впервые в России.

Какова выгода городской администрации от всего этого? Во-первых, с введением реальной возможности прохождения АГС, в деле военного призыва, за который отвечает, между прочим, и городская администрация, воцаряется крайне необходимая ясность и появляется возможность, по библейскому выражению, отделить овец от козлищ. Не хочешь в армию - проходи АГС. АГС не хочешь проходить - ты преступник, сослаться тебе не на что, в отношении тебя можно запускать карательную машину, отлавливать тебя с милицией и т.д. и т.п. Во вторых, в городской администрации не очень скрывают, что с помощью "альтернативщиков" собираются решать насущные городские проблемы. В городских больницах остро не хватает санитаров, в Нижнем недостаток работников коммунального хозяйства, вакантны 1,5 тысячи других низкооплачиваемых и непривлекательных, но крайне необходимых городу "рабочих мест".

Все, что связано с АГС, проходило в городской призывной комиссии чрезвычайно трудно. Главными противниками АГС были военные, опасавшиеся, что все, кто подлежит призыву, хлынут в "альтернативщики", и осенний призыв сорвется. Когда на городской призывной комиссии проходило голосование, предоставить ли юноше, обратившемуся с просьбой о прохождении АГС (а каждого обсуждали персонально!) такое право или нет, ход голосования предсказать было легко. Люди в пиджаках - "за", люди в мундирах - "против". Военные проголосовали "за" только дважды: когда обсуждались ребята, в качестве причины прохождения АГС назвавшие не просто пацифистские, но религиозные убеждения. Оба призывника - адвентисты седьмого дня. Кстати, один из них добивался права на АГС в течение пяти лет, выиграв по этому поводу три суда.

Главные проблемы состояли, конечно, не в голосовании на призывной комиссии. Много тут чего было на самых разных "уровнях"; на мэра нападали многие нижегородские СМИ и местные политики. Однако что касается общественного мнения, то несколько интерактивных опросов на нижегородской телекомпании "Волга" однозначно показали: 86% нижегородцев - за АГС.

Полк "уклонистов" и взвод "альтернативщиков".

Но вот в городе Нижнем Новгороде "осенний призыв граждан на военную и альтернативную гражданскую службу" завершен, каковы итоги? Общее количество подлежащих призыву нижегородцев - 10782 человека. Предоставлены отсрочки (для продолжения учебы, по семейному положению, для лечения и т.п.) - 5585 юношам. Освобождены от призыва (по состоянию здоровья, судимые, находящиеся под следствием и проч.) - 2699 чел. Правительственное задание на призыв было установлено в 1119 человек, это задание было выполнено, в войска отправили даже на 25 человек больше. Направлено на прохождение альтернативной гражданской службы 20 (это не опечатка, двадцать) человек. Уклонились, скрылись от любой возможной службы - 1189 человек.

Желающих проходить АГС было первоначально около тридцати. Нескольким было отказано, так как уж совсем не могли изложить свои пацифистские убеждения. Несколько человек оказались негодными по медицинским причинам. Пятеро передумали проходить альтернативную службу, узнав, что конкретно она будет представлять и выбрали войска. (Для претендентов на АГС была предварительно устроена экскурсия в больницу-будущее место службы, ребятам показали условия службы, отделение гнойной хирургии, морг…).

Вобщем, нижегородские юноши отнюдь не горят желанием проходить АГС. Главная проблема, как и следовало ожидать, не в АГС, а в том, что юноши не желают отдавать долг Родине ни в какой форме. Но, между прочим, в предыдущем году уклонистов было на 800 больше. И количество исков в суды резко уменьшилось: теперь-то выполнить решение суда о прохождении АГС возможность есть.

Между тем муниципальный отряд по прохождению альтернативной гражданской службы к этой службе приступил. Она проходит в Первой градской больнице скорой помощи. 20 «альтернативщиков» работают санитарами. Санитаров, вообще-то, больнице недостает не 20, а 70, так что альтернативная служба – это уж точно не сахар. И продолжаться она будет не два, а три года. Так что с житейской точки зрения все по справедливости.

В больнице от «солдатиков», их добросовестности все в полном восторге. Несколько предусмотрительных руководителей других нижегородских лечебных учреждений поспешили, не дожидаясь весеннего призыва, направить в городскую администрацию заявки на «гражданских солдат».

Ну и что, что Конституция?

Не в восторге от того, что в Нижнем Новгороде по-настоящему реализуется конституционное право на альтернативную гражданскую службу прокуратура города. И.о.прокурора, направивший иск в суд, видит нарушение в том, что распоряжение мэра, хотя никаких законов оно не нарушает, в то же время никакими законами не предписано. Кроме того, прокуратура усмотрела в действиях главы города превышение должностных полномочий. Аргументы о 59-й статье Конституции на и.о.прокурора не влияют. Как простодушно обмолвилась журналистам какая-то рядовая работница городской прокуратуры: «Ну и что, что Конституция? В Конституции много чего написано».

Позиция прокуратуры состоит в том, что никаких движений в реализации права на АГС городские власти предпринимать не должны, а должны терпеливо, до морковкиного заговенья, ждать, когда Дума примет Закон об альтернативной службе.

У прокурора нашлись неожиданные союзники из религиозного объединения свидетелей Иеговы. Один из молодых нижегородских адептов этой организации, имеющей неоднозначную международную репутацию, выиграв суд, постановивший, что юноша должен проходить АГС, заявил, что ни в какой муниципальный отряд АГС он входить не будет, а будет ждать появления Федерального Закона. Трудно избавиться от впечатления, что позиция свидетелей Иеговы неискренняя, и они просто не желают служить государству никак и нигде. Впрочем, со «свидетелями» все понятно: в их вероучении есть не афишируемый тезис о том, что все государственные органы, структуры и учреждения – это «тело Сатаны», и любая служба государству – дело не богоугодное. Но прокурор-то?

Эксперимент по реализации права граждан на АГС, который проходит в Нижнем Новгороде и поддержан нижегородским губернатором Геннадием Ходыревым, имеет значение, далеко выходящее за рамки одного города. Материалы об эксперименте у городской администрации уже запросили больше десятка администраций из других городов. В Ульяновске, например, 16 января состоялся круглый стол столе на тему "Актуальные проблемы реализации права на альтернативную гражданскую службу". Участвовавший в нем главный Федеральный инспектор по Ульяновской области Александр Иванов сказал, что реальный механизм по реализации конституционного права призывников на альтернативную гражданскую службу необходимо создать, не дожидаясь соответствующих федеральных законов.

Но речь идет не только о том, что опытом нижегородцев заинтересовались во многих других регионах. Во-первых, введение АГС рассматривается, наряду с отменой смертной казни, в качестве условия принятия России в различные европейские организации.

Кроме того, как предположил на последнем заседании городской призывной комиссии ее глава Александр Разумовский, успешная реализация АГС в регионах может сделать просто ненужным принятие Федерального Закона о ней, вокруг которого в Думе сейчас ломается так много копий. Президент может просто принять Указ о порядке прохождения альтернативной службы на основе имеющегося опыта.

Rambler's Top100          Информ-система ДОМ: Все для нижегородцев           SpyLOG

Хостинг от uCoz