Раздел сайта Некоторые статьи нижегородского журналиста Григория Котошихина 

на главную стр.

Семен Благовещенский

СЕМЬ МЕСЯЦЕВ БЕЗ ЕПИСКОПА (Напечатано под заголовком КОГДА ПРИДЕТ МИТРОПОЛИТ. "ВЕК" №  5, 1-8 Февраль 2002 г., Нижегородский выпуск)

Несмотря на то, что после 21 июня прошлого года - дня кончины митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая - миновало семь месяцев, его преемник на пост главы Нижегородской епархии до сих пор не назначен Патриархом. В послевоенное время не было ни одного случая, чтобы какая-либо епархия "вдовствовала" такое продолжительное время. В нижегородских (и не только нижегородских) православных кругах говорят, что не назначать столь долгое время епископа - не только противоречит всем канонам и традициям, но просто неприлично. Тем более, что причины беспрецедентно затянувшейся вакансии - не кадровый кризис, а внутренняя борьба в Московском Патриархате за пост руководителя третьей по важности епархии Русской Православной Церкви.

КТО "АКСИОС"?

В обряде хиротонии (рукоположения) епископа, то есть посвящения священнослужителя в епископский сан, центральный момент обряда - когда его участники, уже являющиеся епископами, возлагают посвящаемому на голову руки и возглашают: "Аксиос!" . По гречески: "Достоин!". Все претенденты на пост главы Нижегородской епархии слышали этот волнующий возглас уже давно - они являются епископами с долгим стажем. Но вот уступить, отказаться от подковёрной борьбы за нижегородскую кафедру не хочет никто. Претендентами являются приближенные к Патриарху митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин) и архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), а также архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) и некоторые другие.

Однако, говорят, что Синод (рекомендующий епископа) и Святейший Патриарх (его назначающий) решили поставить на нижегородскую кафедру компромиссную фигуру с тем, чтобы в интриганском противостоянии не было победителей и побеждённых. Ожидается, что на заседании Священного Синода, которое состоится в двадцатых числах февраля, будет объявлено, что новый нижегородский епископ - это 59-летний архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан), ныне - глава Тамбовской епархии, ныне исполняющий обязанности управляющего нижегородским диоцезом. Косвенно это подтверждается тем, что тамбовский владыка в последний месяц вникает в вопросы нижегородской церковной и общественно-политической жизни с большей ревностью и обстоятельностью, чем это было бы характерно для простого "вр.и.о."

Впрочем, в последний момент может что-то измениться и на нижегородскую церковную кафедру назначат не Евгения.

КЕСАРЮ - КЕСАРЕВО

Но кто бы ни возглавил Нижегородскую епархию, этому иерарху сразу после назначения, а особенно - ближе к концу марта придется столкнуться с навязчивым вниманием к себе со стороны разномастных нижегородских политиков. 31 марта в Нижегородской области выборы в областное Законодательное Собрание. Кроме того, в тот же день по избирательному округу, включающему в себя город-спутник Нижнего - Дзержинск предстоит выбрать депутата Госдумы взамен победившего на губернаторских выборах Геннадия Ходырева,  в двух округах в Нижнем Новгороде должны пройти довыборы в городскую думу. А заинтересованные лица вовсю готовятся к далекому октябрю месяцу, когда предстоят еще и выборы мэра областного центра.

Предвыборная кампания будет, как стало повсеместно принято в последнее время, сложной и ожесточенной. На 45 мест в ОЗС станет претендовать, по сегодняшним прикидкам, сотни три кандидатов. И в каждом округе будет как минимум три реальных борца. Основные силы, выставляющие серьезных кандидатов, весьма солидны: Горьковская железная дорога, ОАО "ГАЗ", губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев, Борис Немцов, Сергей Кириенко - и это не полный список.

Выборы в ОЗС и городскую думу достаточно сильно отличаются от выборов губернатора. На них будет заведомо меньшая явка - соответственно, с учетом большого количества кандидатов, резко возрастает ценность каждого голоса избирателя. Судьбу победы в таких выборах нередко решает сотня-две голосов. И если всех серьезных кандидатов на губернаторское кресло избиратель более-менее знает и  протащить на эту должность кого-нибудь по принципу "вдруг откуда ни возьмись" невозможно, то в отношении кандидата в депутаты ОЗС такое более вероятно. В то же время имеет место усталость избирателя от выборов (ведь каждые полгода проводятся выборы во что нибудь!), и резко снизилось влияние на электорат средств массовой информации. Потенциальный “реципиент” политической рекламы все чаще не желает таковым быть. Что проку в высокопрофессиональном дорогостоящем рекламном ролике, если человек переключает телеканал как только на экране появился анонс "Выборы" и ролик этот не видит?

Соответственно, на выборах для каждого кандидата резко возрастает ценность всех неформальных социальных связей, объединений людей по интересам, возможностей "внемассмедийного" влияния на избирателя. Как тут не попытаться "оседлать" самую многочисленную и авторитетную религиозную организацию - РПЦ? Процесс уже пошел, и в последнее время среди субъектов нижегородской политики как-то резко увеличилось число сильно верующих политических борцов, которых неформально заботит проблема восстановления храмов и православных духовных ценностей.

ГРЕХИ НАШИ ТЯЖКИЕ

Однако степень влияния православных батюшек и священнослужителей из других конфессий на выбор избирателей преувеличивать не стоит. Это связано с особенностями религиозности в стране, где в течение 70 лет официально ставилась задача построения "общества, свободного от религии". Не так давно было проведено социологическое исследование об отношении нижегородцев к религии под руководством профессора Галины Широкаловой. С одной стороны, к верующим причислили себя многие: 51,2 % респондентов (в 1982 году, согласно итогам тогдашнего засекреченного социологического исследования, был 21%). Однако из общего количества тех, кто назвали себя верующими, регулярно посещают церковь или мечеть только 16,7 %, читают религиозную литературу 23,8 %, исполняют религиозные обряды - 23, 5 %. Но даже если взять "настоящих" верующих (соблюдающих религиозные обряды), то картина их сознания представляется уж очень необычной. Например, любая религиозная организация резко и бескомпромиссно осуждает аборты. Безнравственность и преступность аборта - постоянные темы проповедей священнослужителей. И вот при этом только 38% из соблюдающих обряды, то есть по-настоящему включенных в религиозную деятельность верующих, осуждают аборты. А в сожительстве без венчания, без регистрации брака видят грех всего-то навсего 19,6 % опрошенных этой "элитной" категории. Ох, да при этаком отношении к поучениям священников по базовым вопросам морали надо ли ждать большой эффективности от советов священнослужителей, за кого голосовать?

О ЧЕМ ПРОЗВУЧИТ АРХИПАСТЫРСКОЕ СЛОВО?

Однако и уменьшать значение РПЦ в общественно-политической жизни, конечно, не надо. Более того, этот фактор имеет тенденцию к усилению. В последнее десятилетие произошли принципиальные изменения в отношении Русской Православной Церкви к общественно-политическим проблемам. Внешним выражением этого стало появление в 2000 году уникального документа под названием "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". В нем РПЦ впервые и в своей истории и в истории "вселенского" православия высказала мнение по всем вопросам политики и общественной жизни. А главное, Церковь как бы провозгласила: она не ограничивается заботой об индивидуальной нравственности и индивидуальном спасении души, она хочет, чтобы ее мнение учитывалось и в социально-политической сфере, в том, что затрагивают всех и каждого. Стоит вспомнить, что на завершившихся недавно в Москве Рождественских чтениях, организуемых Московским Патриархатом, прозвучали слова, что государство должно помочь Церкви создать собственное ТВ "на удобной кнопке" (вот, к примеру, на той, где было ТВ-6). Автор данной статьи считает, что появление такого канала - вопрос времени. И вещать на нем будут отнюдь не только о постах и церковных праздниках.

Все чаще главы епархий высказываются по конкретно-политическим вопросам, обращаются к массам верующих по телевидению. Причем политические коллизии трактуются безо всякой "политологии", а с точки зрения простых и понятных норм нравственности, которая с "политической этикой", как известно, стыкуется не всегда. И никакой "управы" на глав епархий, имеющих гарантию того, что любые их заявления растиражируют все региональные СМИ, нет. Не может ведь губернатор или Полномочный Представитель Президента "нелюбого" ему епископа с должности снять.

А в Нижегородской области сюжетов, по которым наверняка захочет высказаться будущий епископ (особенно с учетом характера человека, который скорее всего этот пост займет), есть немало. Например, это вопрос об "игре в рубильник" - постоянных угрозах нижегородских энергетиков выключить свет, особенно в предвыборный период. Или инициатива группы депутатов Гордумы о том, чтобы прямые выборы мэра надо бы отменить, а избирать его в узком благородном кругу гордумцев на Гордуме. Или факт того, что один из членов ОЗС, желающий переизбраться, известен как сторонник саентологии, нового религиозного движения, определяемого РПЦ как разновидность сатанизма. Или вопрос о том, что одно из важнейших структурных подразделений областной администрации возглавляет супруга губернатора.

Вобщем, нового нижегородского епископа ждут не только верующие...

Rambler's Top100          Информ-система ДОМ: Все для нижегородцев           SpyLOG

Хостинг от uCoz