Раздел сайта Некоторые статьи нижегородского журналиста Григория Котошихина - на главную стр.

Семен Благовещенский СПОР - ТОЖЕ ДИАЛОГ (Век.Приволжский выпуск. № 44, 2001 г.)

В спокойной, доброжелательной, атмосфере прошел в администрации города Нижнего Новгорода необычный круглый стол священнослужителей двенадцати конфессий, на котором обсуждались проекты концепций государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. "Я всех вас люблю, братья и сестры, - всех, сидящих в этом зале" - с чувством сказал с трибуны глава одной из нижегородских общин пятидесятников харизматического направления. Однако во время обсуждения существенных вопросов мнения участников дискуссии достаточно резко разделились.

На традиционные и нетрадиционные рассчитайсь!

Проектов концепций отношений между государством и религиозными организациями, разработанных после соответствующего предложения Правительства РФ, на настоящий момент два. Один создан кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы, второй - Институтом государственно-конфессиональных отношений и права и Главным управлением Министерства юстиции по городу Москве. Проект кафедры религиоведения более обширен и аналитичен; второй, чиновничий проект - короче и с более однозначными формулировками.

В обоих документах не ставятся под сомнение такие принципы, как свобода вероисповеданий, отделение религиозных объединений от государства, светский характер государства и школы, равенство религиозных организаций перед законом, равенство граждан независимо от их различий в религиозных взглядах. Однако проекты концепций предлагают объяснения, как конкретно понимать и реализовывать все эти принципы; заполняют белые пятна, которыми богат Закон 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях", и вот здесь появляется весьма много нового.

На встречу в городскую администрацию пришли представители и тех религиозных организаций, которые знакомы каждому нижегородцу - православия, ислама, старообрядчества, иудаизма; и менее известные в Нижнем Новгороде. Были католики и лютеране, баптисты, адвентисты, пятидесятники. В круглом столе приняли участие экзотические для многих нижегородцев сторонники Международного общества Сознания Кришны и Нижегородского центра буддистов школы "Карма Кагью", а также мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней), которых до 1990 года в Нижегородской области просто никогда не было.

Замечаний по поводу обоих проектов религиозные деятели высказали много, но центральным пунктом обсуждения и разногласий на круглом столе стал вопрос о предложении ввести понятие "традиционные религии Российской Федерации" с которыми предполагается "приоритетное сотрудничество государства". По этому поводу уже был ряд заявлений общественных деятелей и правозащитников, которые заявили, что это противоречит принципам свободы совести и равенства религий перед законом. А эмоциональный президент пятидесятнической Ассоциации Христианских Церквей «Союз Христиан» Никитин даже заявил 10 октября на совещании ОБСЕ в Варшаве, что введение понятия "традиционные религии" по своему моральному смыслу равнозначно террористическим актам в США 11 сентября. На нижегородском круглом столе таких слов никто не произносил, но все, кто не представлял традиционные религии, осудили данный термин, введение его называли дискриминацией.

Вот как прокомментировал "Веку" эту проблему Игорь Симонов - кандидат философских наук, первый заместитель директора департамента по связям с общественностью Нижегородской городской администрации (этот департамент и организовал круглый стол):

"Предложение ввести в правовой оборот понятие "традиционные религии" - это, по моему, прежде всего констатация реальности, озвучивание той модели отношений государства и религиозных организаций, которая явочным порядком сложилась абсолютно во всех регионах. Во всех областях, республиках, краях сотрудничество властей с РПЦ, с мусульманскими объединениями - приоритетно, его степень принципиально другая, чем уровень взаимодействия, например, с христианами веры евангельской или кришнаитами.

Да и на федеральном уровне: восемь или уже девять министерств и ведомств, от Минобороны до Минздрава, имеют официальные соглашения о сотрудничестве с РПЦ. Нет ведь таких соглашений со Свидетелями Иеговы или евангельскими христианами-баптистами, с адвентистами седьмого дня. И данная ситуация установилась не вдруг, не по прихоти отдельных чиновников, а по объективным причинам, вследствие той роли, которые играют традиционные (а как их еще назвать?) конфессии в России, в ее культуре, в общественном сознании, наконец. Вот 2 и 4 ноября в Нижнем Новгороде будет проходить официальный городской праздник - Дни славы Нижегородского ополчения. 2 ноября люди соберутся у собора Михаила Архангела в Кремле, а 4 ноября - около храма Иоанна Предтечи на Ивановском спуске. Риторический вопрос: почему у православных храмов, а не у баптистских, адвентистских, не около ашрама кришнаитов? Потому, что у нас такая История, и не протестантский священник благословлял Минина и Пожарского на борьбу с Гришкой Отрепьевым. Когда мне говорят, что в свете принципов свободы вероисповеданий все эти моменты не следует принимать во внимание и я должен забыть, что роль православия в истории России иная, чем роль, например, Свидетелей Иеговы - обладает ли сторонник такой точки зрения чувством реальности?

Конечно, понимаю мотивы и противников учреждения официального понятия "традиционные религии". Конфессии, не относимые к традиционным, опасаются, что правовое введение этого термина будет чем-то большим, чем просто признанием роли православия, ислама, буддизма для России, станет сигналом к гонениям на всех, кто "нетрадиционный". Боятся, что администрации на местах начнут "перекрывать кислород" протестантам. Как выразился в разговоре со мной один молодой протестантский пастор: "Власть хочет устроить одно сплошное православие. Мол, если ты русский, то, значит, дорога только в православную церковь, а все остальные христиане - сектанты. И так уже сейчас Президент в телевизоре все рядом с патриархом, да в православных церквах ".

Но я убежден, что никаких гонений в связи с термином "традиционные религии" ни на кого не будет. В России ведь сложились определенные реалии, да и, вообще, не та сейчас эпоха...".

Эпоха-то, конечно, не та, но весьма жива память старообрядцев, представителей различных протестантских, "сектантских" религиозных объединений о других эпохах, когда православие официально являлось "первенствующей и господствующей религией", а большинству остальных приходилось несладко.

"Орган"? Не нужен!

Практически все выступавшие на круглом столе религиозные деятели высказались против предложения из проекта концепции РАГС об учреждении специального "федерального государственного органа по делам религиозных объединений", который бы имел властную вертикаль и представительства которого в регионах были бы достаточно автономны от региональных властей.

Такие органы были в Советском Союзе: знаменитые Советы по делам религий при Совете Министров СССР и, соответственно, РСФСР. Кстати, возглавляли их наши земляки: Владимир Алексеевич Куроедов и Юрий Николаевич Христораднов. В этих органах, имевших уполномоченных на местах, сидели люди, весьма хорошо разбиравшиеся в религиозных вопросах и в том, что происходит внутри религиозных объединений. Увы, конечно, на деятельности СДР лежал отпечаток эпохи государственного атеизма: уполномоченные СДР вмешивались во внутренние дела религиозных объединений, заставляли их вносить огромные "добровольные пожертвования" в Фонд Мира, "рулили" кадровой политикой в религиозных общинах, да и вообще сплошь и рядом выполняли кагэбистские или похожие на них функции.

В 1990 году Совет по делам религий и его уполномоченные были отменены. Религиозные объединения остались в нашей державе как бы без специализированного компетентного присмотра, что их всех весьма и весьма удовлетворяет (впрочем, в ряде республик, в частности, Татарстане и Башкортостане госорганы, о которых идет речь, остались) . На круглом столе нижегородские религиозные деятели говорили о том, что восстановление уполномоченных, "обер-прокурорчиков" недопустимо, что уже нахлебались их контроля в советское время. Не оказали никакого влияния аргументы, что в проекте РАГС четко очерчены полномочия "федерального государственного органа по делам религиозных объединений", что сейчас просто невозможно возродить советский Совет по делам религий .

Надо чаще встречаться.

Когда будет принята концепция государственно-конфессиональных отношений в РФ, в каком варианте, какое реальное влияние окажет на религиозно-общественную сферу, пока неизвестно. Видимо, настроения религиозных деятелей на нижегородском круглом столе являются отражением общероссийских проблем, и концепция, прежде чем она будет утверждена указом Президента, будет долго и вязко обсуждаться на разных уровнях.

В нижегородском круглом столе знаменательно другое. В одной комнате находились вместе и вели диалог (корректный спор - это ведь тоже диалог) представители дюжины разных вероисповеданий. Наверняка, священнослужитель каждой конфессии убежден, что его вера - исключительна, что именно в ней - абсолютная истина. Но встреча состоялась, и православный архимандрит Кирилл выслушал, что говорил кришнаит Ишрита Дас, муфтий Умяр-хазрат слушал главу российской ассоциации буддистов школы "Карма-Кагью" Александра Кайбагарова, старообрядческий священноиерей отец Леонтий слушал адвентистского пастора Виталия Бахтина, глава иудейской общины Эдуард Чапрак - пресвитера пятидесятников-харизматов Владислава Сысина... Такое возможно далеко не во всех регионах Приволжского Федерального округа. Кстати, это первое в "провинциальной" России обсуждение проектов концепции государственно-конфессиональных отношений представителями разных исповеданий.

Закончилася круглый стол благодарностью религиозных деятелей городской администрации за то, что организовала встречу. Было высказано пожелание большинства, что подобные собрания представителей разных религий должны стать регулярными, что надо чаще встречаться...

Хостинг от uCoz