Раздел сайта Некоторые статьи нижегородского журналиста Григория Котошихина - на главную стр.

Григорий Котошихин "ОСВЯЩЕННЫЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР ЕДИНОМЫСЛЕННО ОПРЕДЕЛЯЕТ..."(исторический Архиерейский Собор Русской Православной Церкви)

(напечатано в нижегородском еженедельнике "Монитор" в 2000 году)

В августе все события в жизни страны были заслонены трагедиями в московском подземном переходе, на субмарине "Курск", на Останкинской башне. Поэтому остался почти незамеченным проходивший 13 - 16 августа в Москве юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви - собрание высшего церковного руководства, глав всех епархий, богословов, проходящее раз в три года. На соборе молились за спасение подводной лодки, освятили Храм Христа Спасителя, канонизировали новых святых, приняли исправленный и дополненный Устав РПЦ и, на что не все обратили внимание, приняли документ "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". Сегодня, вслед за западными СМИ, сразу заметившими "Основы...", этот документ начал активно обсуждаться и в российской светской печати. Но вначале - о новых канонизациях, которые были также необычны.

СЕКРЕТАРЬ ОК КПРФ – ВНУК СВЯТОГО

На соборе были канонизированы (объявлены новыми святыми) 1154 человека. 860 из них – это "новомученики и исповедники Российские ХХ века" - священники и миряне, погибшие в годы советских репрессий против Церкви. Кандидаты на причисление к лику святых мучеников отбирались тщательно, одного лишь факта, что человек репрессирован, было недостаточно. Учитывалось, как вел себя он после ареста, не был ли предателем, не оговаривал ли товарищей, не принадлежал ли к раскольничьим течениям (обновленчество 1920-х годов, украинский автокефализм). Среди новых святых – 45 наших земляков. В их числе священник отец Андрей Бенедиктов, расстрелянный в 1937. Это дед Николая Анатольевича Бенедиктова – нынешнего секретаря Нижегородского обкома КПРФ. Вот ведь как бывает в российской истории…

Но главное внимание среди новых святых так или иначе привлекает Николай II и его семья.

ПОЭТ И ЦАРЬ

В прошлом, юбилейном пушкинском году, наш губернатор предложил возвести в сан святого Александра Сергеевича Пушкина. Большинство журналистов не поняли «пиаровского момента» (замысла произвести «информационный прорыв», привлечь внимание центральных СМИ к работе по подготовке к юбилею в Болдине, что вполне удалось) и серьезно разъясняли в своих статьях Ивану Петровичу, почему Пушкина канонизировать нельзя. Однако, пожалуй, у поэта препятствий для канонизации будет поменьше, чем у царя. У Александра Сергеевича наиболее серьезным прегрешением против Православной Церкви было сочинение, в молодом возрасте, хулиганской «Гаврилиады», за что, кстати, поэт позже покаялся. А у царской семьи была и распутинская эпопея, и увлечение другими далекими от православия фигурами. Был расстрел демонстрации, шедшей с православными иконами и хоругвями 9 января 1905 года. Да, не царь отдавал приказ стрелять, но ведь царь (или президент) за все ответственен. И именно Николай II не дал осуществить мечту, которая владела умами церковной общественности с 70-х годов XIX века: восстановить патриаршество и проведение Поместных соборов. (То и другое, вопреки важнейшим церковным канонам, было отменено светской властью в Петровскую эпоху).

Не случайно, когда в начале 1990-х годов впервые начала активно озвучиваться инициатива о канонизации последнего императора, она не была поддержана церковным руководством. Против высказался, в частности, ныне покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, считавшийся символом русского национализма в Церкви. Не был сторонником канонизации митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай, целый ряд других авторитетных епископов. В 1996 году предложение о канонизации было деликатно, но вполне официально отклонено Комиссией по канонизации Священного Синода. Однако прошло 4 года – и канонизация состоялась.

СВЯТОЙ ЕСТЬ СВЯТОЙ

Правда, царь канонизирован не как праведник, а как мученик за веру, страстотерпец. Но святой есть святой - и сегодня уже написаны его иконы.

Причина этого – обстоятельство, которое не привыкли замечать многие политологи и журналисты. А именно, что Церковь – это не только корпус епископов, священнослужителей и богословов, но еще и "церковный народ" - разнородное сообщество людей, считающих себя православными, независимо от того, насколько глубока их вера и как часто они посещают храм. И решения высшей иерархии, в конечном счете, зависят от общего настроения паствы. В данном случае решение было принято под давлением определенной части мирян. В комиссию по канонизации поступило несколько тысяч обращений. За возведение царской семьи в лик святых выступали многие общественные организации православной направленности, такие, например, как небольшое, но активное и сплоченное Нижегородское Русское патриотическое общество «Отчизна». Горячими сторонниками канонизации были и различные казачьи объединения.

Было бы упрощением думать, что главная политическая подоплека канонизации – это лежащие на поверхности антикоммунистические и монархические идеи. Имя Николая II сейчас в большей степени связано с теми мотивами, которые принято называть национал-патриотическими, антизападническими. Есть и еще один момент, о котором, по традиции, не принято писать в газетах. Дело в том, что для большинства наиболее активных сторонников канонизации Николая II его казнь – это, «однозначно», еврейское ритуальное убийство. И в культе новомученика на "низовом" церковном уровне эти моменты, скорее, проявятся, чем не проявятся.

Но все же более важным, как принято в Церкви выражаться, деянием Собора стала не канонизация, а утверждение "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви". И по этой причине Архиерейский Собор РПЦ августа 2000 года    без натяжки можно назвать историческим.

С БОЖИЕЙ ПОМОЩЬЮ СВОИМ ПУТЕМ

Такого документа не было доселе не только в РПЦ, но и во "вселенском" Православии, то есть ни в какой другой из православных церквей. Да и из других солидных конфессий подобный подробно разработанный свод мнений по проблемам современного общества имеет только Римско-католическая Церковь. Это т.н. пастырская конституция "Радость и надежда. О Церкви в современном мире", принятая Вторым Ватиканским собором, проходившим в 1962-65 годах.

"Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" - это 200-страничный документ, состоящий из 16 разделов. Читать его человеку светскому непривычно и нелегко, тем более, что при анализе "Основ..." некорректно "абстрагироваться" от церковной лексики и богословских подходов. В отличие от политических организаций, РПЦ не считает экономико-политическую сферу главной в жизни общества. Поэтому, например, в данном документе проблеме абортов, контрацепции, разводов уделено ничуть не меньшее внимание, чем вопросам собственности, политического строя. Но если рассматривать "Основы..." в привычном для бывшего советского человека разрезе - "за капитализм али за социализм" - то РПЦ ни за то, ни за другое. "Основы..." - это доктрина своего собственного, "третьего" пути.

В "Основах..." повторяется то, что в 1992 году, к неудовольствию конкретных высоких (в ту пору) политиков, уже было заявлено на другом Архиерейском соборе: "Церковь не связывает себя ни с каким общественным или государственным строем" и стоит на позициях "непредпочтительности для Церкви какой-либо из существующих политических доктрин". При этом подчеркивается, что государственная власть не вправе "абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей". Более того, "если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении", "обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению", применению "механизмов народовластия для... пересмотра решения власти". Такого заявления в ХХ веке РПЦ не делала с 1918 года, когда она открыто противостояла большевикам.

Сегодня многие приписывают РПЦ желание стать государственной, учредить православие в качестве государственной религии. Наверное, у части клириков и мирян такое желание есть, но официальная позиция иная: РПЦ не выступает против принципа отделения церкви от государства и светского, секулярного характера последнего. В "Основах..." перечислено 16 областей, по которым Церковь должна осуществлять "соработничество" с государством и три сферы, где это невозможно: политическая борьба и предвыборная агитация; гражданская или агрессивная внешняя войны; участие в разведывательной и иной деятельности, требующей сохранения тайны даже на исповеди.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ВСЕ ЖЕ НЕ СВЯЩЕННА

В истории экономической мысли не раз произносились слова о том, что частная собственность священна и имеет абсолютный характер. Таких слов нет в "Основах социальной концепции РПЦ": "...люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими". Приводятся слова святителя Василия Великого, считавшего вором того, кто не отдает части своего имущества в качестве жертвенной помощи ближнему и слова святого Иоанна Златоуста: "Не уделять из своего имущества есть также похищение". Но, естественно, Церковь отнюдь не считает, вслед за Прудоном, что "собственность это кража", и осуждает "отторжение и передел собственности с попранием прав ее законных владельцев". (Только вот в сегодняшней России часто не понятно, кто у собственности законный владелец, а кто нет - но это уже другой вопрос). Главное же: Церковь "призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый - больного, трудоспособный - престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств".

У нас пока, увы, не такое общество.

SEATLEMEN CONTRE DAVOSMEN

Не может не вызвать уважения, а у кого-то - удивления широкий спектр проблем, который рассматривается в "Основах..." . Здесь есть раздел о проблемах биоэтики, об экологии, проблемах здоровья, преступности и наказании, об отношении к светским наукам и культуре, к СМИ. Завершает документ раздел "Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма". В западных СМИ в последнее время часто мелькает выражение Seatlemen contre Davosmen - люди Сиэтла против людей Давоса. Кто такие люди Давоса - понятно, среди них и нижегородцы есть. А люди Сиэтла - это те, кто разделяет мнение нескольких десятков тысяч человек, представлявших 800 различных общественных объединений, съехавшихся в конце прошлого года по сути дела - со всей планеты - в город Сиэтл для того, чтобы протестовать против политики Всемирной Торговой Организации, транснациональных корпораций. Социальная концепция РПЦ, несомненно, на стороне Seatlemen: "Церковь ставит вопрос о всестороннем контроле за транснациональными корпорациями и за процессами, происходящими в финансовом секторе экономики".

Итак, как можно охарактеризовать социальную концепцию РПЦ в терминах, привычных для оценки программ политических партий? Наверное, это центризм с акцентом на социальную защищенность населения и патриотические идеи. Не оригинально, не ново? Комментируя социальную доктрину Церкви, на этот вопрос ответил один из главных ее разработчиков, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата: "Да, ничего принципиально нового, потому что нет ничего новее Нового Завета Христова".

НИ ОДНОЙ ДИВИЗИИ

Однажды, во время войны, Иосифу Виссарионовичу Сталину сказали, что в европейских международных делах значительный вес имеет мнение Римского Папы.

"А сколько он может выставить дивизий?" - с высокомерной иронией спросил будущий генералиссимус. Наверное, ему разъяснили, что хоть дивизий-то ни одной, но есть в жизни общества вещи, которые порой важнее и военно-административных ресурсов, и финансов, и того, кому подчиняются редакторы газет. И судя по действиям Сталина в 1943 году (разрешение избрать патриарха РПЦ, открывать храмы, выпуск из ГУЛАГа священников) он разъяснение понял.

У РПЦ сегодня также нет ни одной дивизии и ни одного телеканала. Однако, к примеру, по данным опроса Агентства региональных политических исследований (АРПИ), проведенного летом 2000 г., (был задан вопрос "Какой организации, органу власти, институту общества вы доверяете в наибольшей степени? - выберите один вариант") Церковь оказалась на втором месте после Президента по уровню доверия россиян, опережая СМИ, правительство и армию. Да и в предыдущих рейтингах доверия Православная Церковь за последние лет семь ниже четвертого места не опускалась.

Причем на этот высокий рейтинг доверия не влияет, что у РПЦ сегодня много проблем. Неглубокий и весьма своеобразный характер религиозности россиян, активная миссионерская работа конкурентов-протестантов, внутренние противоречия, наличие фигур, дискредитирующих Церковь: "голубой" екатеринбургский экс-епископ; так называемые "младостарцы", пугающие дикостью своих предписаний... (Справедливости ради надо, впрочем, отметить, что в Нижегородской епархии подобных явлений, слава Богу, нет). А также регулярные "наезды" на Церковь либеральной прессы, примитивно пытающейся изобразить ее всего лишь как разновидность коммерческого учреждения, "РПЦ Ltd" или придаток "партии власти". Нападки, кажется, играют роль, прямо противоположную запланированной: сторонники РПЦ, если они статьи с нападками читают, лишь консолидируются.

Трудно найти в России политическую партию, которая бы не попыталась "оседлать" РПЦ или, по крайней мере, использовать православные мотивы в своей пропаганде. На что уж "Яблоко" к православным идеям имеет отношение, мягко выражаясь, косвенное, но не так давно Нижний был улеплен "яблочной" агиткой "Яблочный Спас не пройдет без вас". Однако Церковь не намерена подверстываться под партийных вождей. Появление "Основ социальной концепции РПЦ" - это официальное заявление Церкви о своей политической независимости, о желании иметь в социально-политической жизни России самостоятельную роль. Эту роль РПЦ будет играть не парламентскими путями, не выставлением своих кандидатов на выборах и созданием какой-то "православной фракции" в Думе, но путем прямых обращений к народу и руководству страны.

Ничего уникального здесь нет. Социализация религии, то есть обращение ее не только к проблемам спасения души, но и общественным вопросам, и политизация религии - общемировая тенденция.

А вы заметили: на второй день после того, как на Соборе была вознесена молитва за спасение подводников "Курска" на Баренцевом море в районе спасательных работ установилась идеально тихая погода, которой там не бывало в последние несколько лет. Может, случайно?

Хостинг от uCoz