Раздел сайта Некоторые статьи нижегородского журналиста Григория Котошихина - на главную стр.

Семен Благовещенский  ПСЕВДОСЫ (напечатано: "ВЕК" № 49, 14-21 Декабрь, 2001 г., Нижегородский выпуск)

В музее имени Добролюбова в Нижнем Новгороде с 5 по 12 декабря проходила выставка, рассказывающая о репрессиях против Православия в 1920-30 - е годы; о том, как православные священники уничтожались в сталинских лагерях на Соловецких островах. Кроме фотографий, в зале - иконы и лампады, хоругви с изображением Богородицы. Объяснения посетителям дают люди в рясах, с крестами, представляющиеся как "священник", "диакон".

Неподготовленному человеку нелегко догадаться, что устроитель мероприятия – организация, называющая себя «Православная Церковь Божией Матери Державная» - не имеет никакого отношения к Русской Православной Церкви Московского Патриархата и определяется ей как тоталитарная секта.

Пророк

"Православная Церковь Божией Матери Державная" (ПЦБМД) от других многочисленных новых религиозных культов отличается склонностью постоянно менять свое название. Ранее она называлась Церковь Божией Матери Преображающейся, Церковь Третьего Завета, Вселенская Параклитская Богородичная Церковь, Российская Марианская Церковь, Община Божией Матери, Фонд "Новая Святая Русь" и как то еще. Но самое первое название, которое специалисты и предпочитают употреблять - Богородичный Центр (БЦ). Официально он создался в 1989 году и органами юстиции был странным образом зарегистрирован под названием "профсоюз".

Основатель и нынешний глава БЦ - Вениамин Янкельман, 1946 года рождения, известный его адептам под именем "пророк Иоанн", "архиепископ Иоанн Береславский". Береславский по личностным качествам очень напоминает основателей других российских новых культов – например «Марию Дэви-Христос» («Великое Белое Братство Юсмалос») или Виссариона-«Христа» («Церковь Последнего Завета»). Солидная, "располагающая" внешность (у представителей фирм МММ, Хопер-инвест, «Властилина» и прочих также внешность и манеры были очень респектабельны), дар воздействия на собеседника, умение «глаголом жечь сердца людей». Но в отличие от завсектором учета в сельском райкоме комсомола Марины Цвигун и бывшего сержанта милиции Сергея Торопа у В.Янкельмана солидное высшее образование - окончил московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза.

Со здоровьем у будущего "пророка" и "архиепископа" были проблемы: черепно-мозговая травма в юности, с 25 лет - на учете в психоневрологическом диспансере, вторую группу инвалидности дали. Но в 1984 году начали на Янкельмана, по его убеждению, снисходить откровения свыше, стала ему являться Богородица и диктовать тексты, которые потом приказывает довести до всего человечества. Как свидетельствуют люди, лично знающие основателя БЦ, "в момент откровений, обычно внезапных, "пророк" Иоанн как одержимый бросается к пишущей машинке и начинает печатать с невероятной скоростью и без интервалов. При этом он источает жуткий вой, который Береславский именует "плачем Богородицы". Но так или иначе, Янкельман нашел последователей, взял себе благозвучную фамилию жены, и создал организацию, действующую в течение вот уже 12 лет.

«Не имей суждений и весь мир станет твоим»

Если говорить о вероучении БЦ, то в его основе - слова Береславского якобы являющиеся откровением Божией Матери, переданным через этого "пророка". Библию, творения святых отцов читать не надо: более важные вещи ведь появились - проповеди "пророка Иоанна". Пропагандируется крайне враждебное отношение к Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Эта, мол, Церковь при Советской власти не ушла "в катакомбы", не возглавила вооруженную борьбу против коммунизма, следовательно, оказалась под властью "красного дракона", стала неистинной и виновата во всем. "Лжепастырям" (только так называет "пророк Иоанн" священников РПЦ МП) будет в скором времени "предъявлен счет за все грехи человечества", в частности, почему-то, "за феминизм, порождающий Вавилон, когда женщина принимает на себя мужское достоинство" и "за интернет, глобальные сети, современную технику - техноцивилизацию".

"Откровения" "пророка" обычно содержат перечень наказаний, которые постигнут всех, кто не примкнет к Береславскому, и очень конкретные описания конца света. "Произойдет смещение мировой оси. Ангел накреняет землю градусов на тридцать, и многие души скатываются куда-то, теряют сознание и уходят. Затем земная ось восстанавливается. Души с греховной меткой на челе сойдут в преисподние слои земли, в подземные сферы" и т.п. - это из свежей книжки пророчеств Береславского "Последние времена и преображение", на обложке которой изображены рушащиеся небоскребы Всемирного Торгового Центра.

Но в теориях "Богородичного Центра" беспокоят не собственно разговоры о скором конце света, а другое. Например, учение этого культа на первом этапе его существования (о втором этапе - разговор ниже) отличается патологическим женоненавистничеством. По Береславскому, женщины - полусатанинские существа, предрасположенные к вампиризму, физиология которых возникла под влиянием дьявола, каждая вторая из них - "ведьма". По учению БЦ именно женщины распяли Христа. В "богородичническом" журнале "Рыцарь Веры" нормативным термином для обозначения женщины было слово на букву "б". Употребление слов "мать", "мама" по отношению к женщине запрещалось, ибо все матери - "родовые упыри". Культовый обряд посвящения в секту включал в начале 1990-х годов процедуру отречения от матери. "Земная мать-прообраз дьяволицы. Земной отец- прообраз сатаны. ... Во грехе родила меня и матерь моя... и сеется ею только смерть и тления... Отрекись, брат!" - это цитаты из Береславского. Можно привести много конкретных пассажей о женщинах и комментарии к описанию грехопадения Евы из писаний "архимандрита" БЦ Краснова, "игумена" БЦ Румянцева, "генерал-епископа" БЦ Большакова, но это уж для печати неприлично.

Мать, отца, семью вступающему в БЦ должна заменить секта. В книге Береславского "Родовой поток" и других утверждается необходимость полного самоотречения, беспрекословного послушания "архиепископу" и его "святым отцам". "Не имей суждений, и весь мир станет твоим". "Развитие интеллекта и рассудка пошло в пагубу роду Адамову".

Попавший в БЦ новичок должен был многократно твердить: "У меня нет своего ума, совести, воли". Плюс к этому - система психофизиологического воздействия: уменьшение времени сна ("Сон - преисподняя греха. Сон - погружение в ад" - так что спать надо часа 2-3), жесткие ограничения в приеме пищи. "Посторонние" книги, газеты, журналы читать, естественно, нельзя, телевизор смотреть - тем паче.

С попавшими в БЦ людьми происходит все то, что с оказавшимися и в других религиозных организациях тоталитарного типа. Резкая перемена интересов, привязанностей, отдаление от родственников и друзей, нередко - уход из семьи, разрыв социальных связей, безоговорочное подчинение "наставнику", фанатичное отношение к "пророку" и готовность выполнять все его указания, изменения в психике.

При этом насильно в секте никого не держат, человек не хочет из нее уходить сам. Он ведь обрел там счастье, истину от самого "пророка". Для того, чтобы доказать сектанту, что это "счастье" ущербно и бесчеловечно, а "истина" ложна, нужен обычно специалист-психолог. Да и тот порой бессилен. Ведь в организации типа БЦ обычно попадают люди с какими-то психологическими проблемами, которые они не смогли разрешить самостоятельно.

Однако было бы наивно думать, что у БЦ, как и у прочих групп такого типа все ограничивается вероучительной и психологической сферой. Секте ведь деньги нужны - хотя бы на аренду помещений для проведения "соборов" Береславского. Соответственно, первой причиной скандалов, связанных с "богородичниками" в самые ранние годы их деятельности, стала практика дарений в пользу БЦ квартир и другого имущества почитателями Береславского. Но сделать родственники этих жертвователей, как правило, ничего не могли (и не могут). БЦ славится тщательным юридическим оформлением всех таких дарений. Если даритель совершеннолетний, ни в одном суде ничего не докажете.

Эволюция или мимикрия?

Примерно с 1995 года БЦ резко меняет свой облик. К этому времени накопилось много чего в плане общественной репутации секты, немало изданий приводили на своих страницах пассажи из газеты "Рыцарь Веры", из книжки Береславского "Богородичное Лоно" и прочих. Против БЦ были поданы судебные иски, и в связи с одним из уголовных дел появилось ставшее широко известным экспертное Заключение № 1431-з специалистов Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского от 16 января 1995 года. Заключение гласит, что "деятельность “Богородичного Центра” сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека".

В секте начался кризис, стала падать численность членов и, соответственно, доходы. Поэтому, в дополнение к привычным сменам названий БЦ, ее "пророком" и "генерал-епископами" был взят курс на радикальное изменение имиджа организации. Литература ранних периодов существования БЦ у верующих изымается. Если поцитировать из нее что-то современному адепту БЦ, он возмутится, скажет, что это гнусная фальшивка. Перестала выходить скандальная газета "Рыцарь Веры". Из проповедей исчезли все женоненавистнические моменты, "богородичники" перестали почитать Григория Распутина как "предшественника новой эпохи, богородичного пророка". В новом журнале "Державная Мать" печатаются статьи о святости брака и материнства. Вобщем, богородичники, кажется, отказались от всего, что отталкивает от них нормальных людей. Была умерена и практика добровольных дарений квартир, автомобилей и другого имущества, а юридическое оформление таких дарений стало суперпедантичным. Береславский стал активнейшим образом принимать участие в различных правозащитных мероприятиях, особенно связанных со свободой вероисповеданий. В проповедях много стало говориться о патриотизме, достоинстве русского человека. Богородичники стали постоянно обращаться в государственные органы, предлагать помощь в борьбе с пьянством, наркоманией. И наконец - новое название "Православная Церковь Божией Матери Державная".

Имеются в Москве религиоведы, которые считают, что речь идет о настоящей "позитивной эволюции" БЦ, "социализации" и "социальной адаптации" этой секты. Автор этих строк солидарен с другими специалистами, считающими, что речь идет лишь о мимикрии с целью выживания и расширения деятельности. Ведь руководители в БЦ остались те же, и "пророк" не поменялся.

У писателя Даниила Корецкого есть в одном из романов фантастический сюжет: действуют там некие существа, "псевдосы", которые людьми не являются, но внешне от них неотличимы. Подойдет человек к "псевдосу", а тот его - хвать... Так и псевдоправославная контора Береславского.

Ждите в гости!

Надо, увы, отдать должное "менеджерским" способностям уполномоченных "пророка" из ПЦБМД, которые стараются использовать для привлечения новых членов самые различные приемы и формы. Например, в Москве создан "Молодежный театр духовных мистерий" (он и в самом деле молодежный), действует т.н. "Центр русской духовности", курсирует шикарный агитавтобус, есть сайты в Интернете, несмотря на то, что "пророк" всемирную паутину осуждает. "Богородичники" рвутся в школы, широко практикуют предложения отремонтировать, в порядке благотворительности, какое-либо школьное помещение, а заодно в этой школе попроповедовать.

Молниеносно печатаются пропагандистские книги и тиражируются видеокассеты. Например, профессионально сработанный видеофильм с комментариями Береславского по поводу сентябрьских терактов в Америке, как якобы наглядном подтверждении его проповедей, начал распространяться меньше чем через неделю после 11 сентября. Береславский постоянно ездит за границу - недавно вот в Хиросиме был. Ощущения, что у ПЦБМД имеется нехватка финансовых средств, не возникает.

Однако ПЦБМД в главных местах своей дислокации – Москве и Санкт-Петербурге испытывает трудности. Во-первых, исчерпан контингент людей, которые склонны в двух столицах стать под знамена Береславского. Широкой публике мероприятия «богородичников» давно приелись и закрепилась за ними неприятная кличка "ряженые". Во-вторых, им там не дают житья общественные организации: Комитет по спасению молодежи от тоталитарных сект в Москве и Комитет защиты семьи и личности в Петербурге. Поэтому пророк дал приказ: в провинцию, в глубинку. Вот, на территории Приволжского ФО есть большие резервы для работы: стабильно действующие общины есть только в Нижнем Новгороде, Волгограде и Саратове. К тому же в Приволжском округе целый ряд территорий традиционного жительства казаков, а у БЦ один из последних миссионерских проектов - это работа с казачеством. Так что если в вашем городе «богородичников» пока нет, ждите: скоро будут.

Rambler's Top100             Информ-система ДОМ: Все для нижегородцев

Хостинг от uCoz