Раздел сайта Некоторые статьи нижегородского журналиста Григория Котошихина 

на главную стр.

 

 

Григорий Котошихин ПРИЗРАК ВЕЛИКОГО ТУРАНА (Есть ли в Приволжье пантюркизм?)

("ВЕК" № 1-2, 11-18 Январь, 2002 г., Нижегородский выпуск)

Помню, когда я был школьником, на меня глубокое впечатление произвел первый рассказ нашей учительницы о славянах. О том, что у нас, русских, есть, оказывается, народы-родственники, говорящие на похожих языках. Как интересно: по нашему-«ворона», а по польски – «врона», по чешски –«врана», по болгарски- «ворна». И имена у братьев-славян похожи на наши, и понятные названия городов: Белград, Зелена Гура, Дубровник… Сразу понравилось и впечаталось в сознание, что являюсь частицей большой, могучей семьи народов, которая раскинулась от Тихого океана до Адриатического моря. А придя домой, я «просвещал» бабушку: а ты знаешь, что мы не только русские, что мы еще и славяне?

Наверное, такие же чувства испытывает мальчик-татарин, чуваш или башкир, когда первый раз слышит рассказ о тюрках, ареал расселения которых в Евразии будет даже пошире, чем у славян.

От Якутска до Стамбула

Общая численность тюркоязычных народов в мире более 100 млн. человек. Они исторически живут на территории Турции, Центральной Азии, Китая, Афганистана, в Иране, в Ираке, в Болгарии, Молдавии и Румынии, на Кипре, в Монголии, в Югославии, Албании и, разумеется, один из центров тюркских народов - Россия. При этом Россия, как показывают недавние исследования, - историческая родина пратюрок, колыбелью которых является Алтай.

На территории СССР (по последней переписи 1989 года) проживали 25 тюркских народов, общее число которых составило более 49 миллионов человек. Это татары, башкиры, чуваши, якуты, узбеки, казахи, азербайджанцы, туркмены, киргизы, каракалпаки, кумыки, крымские татары, уйгуры, тувинцы, гагаузы, карачаевцы, балкарцы, хакасы, ногайцы, алтайцы, караимы и другие. У тюрок до сих пор много общего и в культуре, и в языке. Татарин и узбек зачастую поймут друг друга без переводчика.

История тюрок на территории нашей страны тесно связана с историей славян. О взаимном культурном влиянии тюрок и русских можно написать сотни томов. Достаточно сказать, что многие русские слова из словаря Даля - тюркского происхождения: топор, собака, колбаса, кафтан, богатырь, армяк, клобук, булат, курган, князь... Не раз русские и тюрки воевали, была и Куликовская битва, были и войны Московского государства с Казанским ханством. Что ж - такова История. И как поет в одной из своих песен Борис Гребенщиков: "Долгая память хуже, чем сифилис". Тем более, если сравнить величину периодов, когда воевали, и когда мирно уживались.

Центр российских тюрок, понятно, Приволжский Федеральный округ. В нем находятся три республики, "титульная" национальность которых относится к тюркской языковой семье: Татария, Башкирия, Чувашия.

«Пан» или пропал?

У народов-родственников, входящих в большие языковые семьи, почти всегда на каком-то этапе проявляется идеология под названием, начинающемся с приставки «пан» (от греческого - весь, все), а дальше - варианты: панславизм, панмонголизм, пантюркизм и проч.

Сущность этих «пан»-теорий сводится к трем следующим положениям:

Панславизм, базой которого была Россия (хотя не только она) возник в 1840-е годы, но к концу XIX столетия уже имел место кризис этой идеологии. Некоторое оживление панславизма произошло перед первой мировой войной, как реакция на усиление в Европе германской экспансии, однако к 1917-1918 году панславизм как реальный идеологический фактор геополитики сошел на нет и уже не возродился.

Иная ситуация с пантюркизмом: это живая, действующая идеология, оплотом которой в XX веке стала Турция; это доктрина, активно поддерживаемая и современным правительством Турецкой Республики.

Первым пропагандистом идей пантюркизма был Арминиус Вамбери, родившийся на территории современной Венгрии и путешествовавший в 60-х годах XIX века по Средней, или, как ее теперь называют, Центральной Азии. Он проповедовал, что турецкая династия должна создать империю от берегов Адриатики до Китая. Современные адепты пантюркизма вспоминать Вамбери не любят. Он, как выяснилось позже, был английским шпионом. Кроме того, как установили ревнители чистоты тюркской расы, Арминиус по крови был не тюрк, а - ну надо же! - еврей. Поэтому в качестве основоположника пантюркизма обычно называют турка Исмаил-бея Гаспралы, который в 1883 году стал издавать газету "Терджуман". Первая теоретическая работа по пантюркизму была написана казанским татарином Юсуфом Акчурой. В 1904 году он опубликовал статью "Эч тарзи сэясэт" (Три вида политики), в которой выразил основные принципы пантюркизма. Другой уважаемый теоретик - азербайджанец Али Гуссейн-заде, автор работы "Тюркилешмек, Исламлашмек, Заманлашмек" (Тюркизация, исламизация, модернизация) 1908 года. Классическим изложением пантюркизма считается книга турка Зии Гек-Альпа "Основные принципы Тюркизма", опубликованная в 1923 году. Кстати, все эти авторы в Татарстане и Башкирии в последнее время изданы. Или изданы в Турции, а в Россию в достаточном количестве оттуда привезены.

Известным государственным деятелем - покровителем и распространителем пантюркизма был Мустафа Кемаль Ататюрк (1881-1938), руководитель революции в Турции 1918-23 годов, первый президент Турецкой республики (1923-38 г.г.).

К Ататюрку, "отцу турок" - такое почетное имя ему присвоило Великое национальное собрание Турции - в этой стране относятся как в СССР к Ленину, в том числе и мавзолей есть. Советские учебники истории предлагали считать, что Ататюрк, который сам любил себя сравнивать с Петром I, - деятель прогрессивный: европеизировал Турцию, сделал ее светским государством, дал женщинам избирательные права, проводил различные реформы. То, что Мустафа Кемаль был таким же пантюркистом как его предшественник Мидат-паша и прочие, осуществлял политику под лозунгом "Турция - только для турок", давил всех несогласных, был поклонником Гитлера и, вообще, типичным "фюрером", как-то вспоминать не принято.

Конкретные проявления идеологии пантюркизма, понятно, менялись в зависимости от исторической ситуации. Если говорить о современном пантюркистском проекте в отношении территорий России, где есть значительная доля тюркского населения, то он следующий. Вначале в Татарстане, Башкирии, Чувашии и др. должны восторжествовать "тюркские принципы", эти республики должны стать по-настоящему тюркскими. Затем - достижение ими "полного суверенитета", то есть выход из состава России. Естественно, то же надо сделать и территориям с тюркским населением в Китае, Иране; выйти из Украины крымско-татарскому Крыму и т.д. И, наконец - все эти государства объединяются с Турцией, Азербайджаном, Киргизией, Узбекистаном, Туркменией, Казахстаном и прочими, образуя супергосударство - Великий Туран, от Китая до Адриатики.

Степень реалистичности проекта и различия сторонников пантюркизма по степени радикальности взглядов обсуждать не стоит, не в том суть. Главное, что Турцией предпринимаются усилия для реализации его первого этапа, для экспансии пантюркистских и сепаратистских идей в среду российских тюрок.

"Принцип обрезания"

 

«Татарская газета» ("культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия") в прошлом году благожелательно опубликовала статью Сабирджана Бадретдина "Пантюркизм: прошлое, настоящее и будущее", основанную на зарубежных пантюркистских публикациях. Наряду с пассажами о необходимости избавления тюркских национальностей России «от колониального гнета» статья излагает программу действий пантюркизма. «Пантюркизм неизбежно встретит враждебность и злобу всех стран, окружающих тюркский мир. Россия, Китай, Иран, Болгария, Греция и Афганистан имеют значительное количество тюркских меньшинств…». В связи с этим, «пантюркизм должен будет развиваться в постепенной и скрытной манере. Тут должен будет применяться "принцип обрезания". Во время обрезания мальчика отвлекают конфетками и игрушками. Когда неизбежное случается, уже поздно плакать или сопротивляться». «Важно сменить имидж пантюркизма в мире», «избавиться от представления пантюркизма как инструмента политических амбиций Анкары. По крайней мере в ближайшее время движение должно сконцентрироваться на языке, культуре и правах человека». (Татарская газета, №3-4, 18.04.2000).

Кажется, что на территории России пантюркизм внедряется именно по этой программе.

Полную непричастность к политике, невмешательство во внутренние дела России и самые благородные цели декларируют действующие на территории тюркских республик РФ турецкие общественные, как бы, организации: фонд "Толеранс", организация "Серхат", образовательный фонд "Уфук", фонд "Фетхулла Оджагы", "Международная организация тюркской молодежи", "Фонд исследований тюркского мира", религиозное объединение "Нурджулар" и другие. Но чтобы понять, что все эти организации пантюркистские, не надо быть аналитиком - посмотрите их сайты в Интернете - и все станет ясно. Их представители любят говорить о необходимости освободиться от "последствий колониализма" в Татарстане, Башкирии, Чувашии, пропагандируют переход на латинский алфавит для языков российских тюрок; за отказ от русского языка в образовательном процессе в этих республиках. Масштаб деятельности всех упомянутых организаций не маленький. Например, в "Международное объединение тюркской молодежи", действующее с 1992 года и базирующееся в Татарстане, входит целый ряд российских объединений: Союз татарской молодежи "Азатлык" ("Свобода"), Союз чувашской молодежи, молодежная чувашская организация "Сувар", Союз башкирской молодежи, Организация балкарской молодежи, общество турок-месхетинцев "Ватан" и другие. Для российских молодых людей тюркских национальностей организуются поездки в Турцию, обучение в турецких учебных заведениях. Особенно приглашают учиться в Турции чад высоких госслужащих, депутатов, редакторов газет; вообще людей, имеющих возможность влиять на общественное мнение. Появилось много т.н. "российско-турецких" учебных заведений, лицеев и т.п. То есть политика очень рациональная: готовятся кадры, обрабатывается в пантюркистском и сепаратистском духе молодежь.

В марте 2001 года в чувашско-турецком лицее, находящемся в Чебоксарах, был скандал: выяснилось, что у нескольких турок-преподавателей нет дипломов о высшем образовании, а кое у кого диплом есть, но фальшивый. Шесть турок уехали на родину - ну и что? Пришлют новых, с безупречно настоящим высшим образованием, умеющих пропагандировать идеи пантюркизма более квалифицированнно.

Руководитель "Фонда исследований тюркского мира" (ФИТМ) профессор экономики Стамбульского университета Туран Язглан, недавно сказал в интервью, что им принято решение о сосредоточении сил и средств ФИТМ не на суверенных тюркских постсоветских государствах, как Азербайджан, а на трех республиках РФ - Башкортостане, Татарстане и Чувашии. ФИТМ прикармливает татарских, чувашских, башкирских ученых - гуманитариев, дает гранты, регулярно проводит конгрессы и конференции. ФИТМ оказал большое, хоть и неявное, влияние на достижение в Татарстане решения о переводе письменности на латинскую графику.

Щедро даются Турцией средства на строительство мечетей, финансируются медресе. Но ислам, являющийся традиционной религией большинства тюрок (за исключением чувашей и нек. др. этносов) и исламская ситуация в Приволжье - отдельная особая тема.

Турция играет немалую роль и в работе Ассамблеи тюркских народов, учрежденной в 1991 году в Казани и базирующейся в Чувашии. АТН регулярно проводит встречи в столицах тюркских государств, и состав ее членов представляет большинство тюркских наций и этнических групп в мире. Автор уже цитированной статьи из "Татарской газеты" учреждение АТН рассматривает как "важную веху в истории пантюркизма". Он, наверное, прав.

Конечно, опасения о распространении пантюркистских и сепаратистских идей среди российских тюрок не стоит доводить до абсурда. Автор этой статьи далек от того, чтобы трактовать как угрозу пантюркизма официальное установление побратимских отношений между Чебоксарами и турецкой Антальей в августе текущего года. Но разве не оправдано некоторое беспокойство, когда летом этого же года в период празднования 450-летия вхождения Чувашии в состав России в некоторых чувашских газетах развернулась серьезная дискуссия - а правильно ли сделали, что вошли? Почетный председатель Чувашского национального конгресса Атнер Хузангай и популярный чебоксарский публицист Эткер дали понять, что, мол, ответ на вопрос весьма неоднозначен. Упомянутый журналист также очень разгневался из - за того, что на празднование 450-летия была приглашена для показательных выступлений в небе над Чебоксарами и Новочебоксарском авиаэскадрилья "Русские витязи". Почему, дескать, "русские", и "что демонстрировали их полеты над небом Чувашии?".

Римский папа Чингисхан

Нельзя не отметить появление в последнее время множества книг, в пантюркистском духе трактующих историю России. Вообще-то, писания такого типа появлялись еще в СССР. Литератор Олжас Сулейменов, казах, но пишущий по-русски, выпустил в 1975 году "историко-публицистическую" книгу «Аз и я». В ней доходчиво разъяснялось, что у славян в Киевской Руси никаких своих культурных достижений не было, все они получили от тюрок, которые их и "оцивилизовали". За последние десять лет подобных книг в тюркских республиках бывшего СССР вышли десятки, а статей - тысячи. Последний пантюркистский бестселлер - творение россиянина Мурада Аджи "Европа, тюрки, Великая Степь".

Аджи творчески развил идеи Сулейменова. По его мнению, древних славян как оригинальной этнической группы в истории вообще не было. Славяне - это часть тюрок, от них обособившаяся, причем часть самая худшая, непродвинутая. То же, впрочем, касается немцев, венгров, англичан и некоторых других народов.

А христианство произошло от тенгрианства - древнетюркского культа языческого божества по имени Тенгри-хан. И это далеко не все блестящие новаторские идеи из книжки Аджи.

Академик Янин, организатор археологических раскопок в Новгороде Великом, сочинил по поводу подобных теорий  эпиграмму:

Через Греко-Палестину,

Пряча в ладан ятаган,

Делал хадж на Украину

Римский папа Чингисхан.

***

Как всякая "пан-идеология" пантюркистский проект, конечно, утопичен. Призрак Великого Турана, в отличие от реализовавшегося призрака коммунизма, так и останется призраком. Несмотря на большие деньги, вкладываемые в пропаганду, российские тюрки под пантюркистские знамена явно становится не хотят. Например, если в 1997 году председатель Ассамблеи тюркских народов, депутат Госсовета Чувашии и ярый пантюркист Вячеслав Тимофеев выставлял свою кандидатуру на выборы президента РЧ, то на последних выборах никто из пантюркистов даже и не пытался выдвигаться. Знали, что бесполезно.

Но в некоторых регионах подпортить жизнь россиянам призрак пантюркизма все же пока в силах. К счастью, призраку есть что противопоставить: здравый смысл и инстинкт самосохранения подавляющего большинства россиян из всех языковых семей.

Rambler's Top100     Информ-система ДОМ: Все для нижегородцев           SpyLOG

Хостинг от uCoz