Раздел сайта Некоторые статьи нижегородского журналиста Григория Котошихина - на главную стр.

Семен Благовещенский НОВЫЕ "ПОГАНЫЕ"? - напечатана под названием "Тавам Ыра и Квазь не прошли в парламент" в Приволжском выпуске газеты ВЕК (номер 47, 2001 г.)

"Погаными" в Древней Руси называли язычников. Первоначально, кстати, слово не имело сегодняшнего ругательного характера, просто происходя от соответствующего латинского слова pagani. И до сих пор "язычество" на английском paganism, на французском - le paganisme и т.д. Термин "язычник" в устах и христианина, и мусульманина, и иудея всегда носил и носит сугубо негативный характер.

Сейчас, в начале XXI века  язычество считается в европейской культуре сугубо историческим явлением; наивным, примитивным, экзотическим архаизмом. Но Россия - страна сенсаций, и есть в ней сегодня люди разных национальностей, которые открыто и с гордостью называют себя язычниками, искренне считая, что возрождение их народов и России в целом без язычества невозможно. Российские язычники имеют свои организации, газеты, книгоиздание, сайты в Интернете (кстати, в русскоязычном Интернете количество языческих сайтов превышает количество сайтов российских мусульман). И на территории Приволжья организованных языческих групп больше, чем в других частях страны.

Разные, но одинаковые

Языческими называются религии, которые предшествовали распространению монотеистических (единобожных) религий - христианства и ислама. Язычеству присущ политеизм - то есть вера не в одного, а во многих богов. Характер всех языческих религий примерно однотипен: имеет место вера в божеств, каждый из которых символизирует различные стихии, силы природы или "курирует" разные направления человеческой деятельности. При этом обычно выделяются несколько главных божества. Например, у славян это Род - прародитель всех других богов и творец мира, Мокоша (Макошь)- богиня плодородия, Перун - бог грома, молний и небесного огня, Велес - покровитель скотоводства и бог богатства.

У мордовского народа в качестве главного языческого бога почитался Инешкипаз. Чуваши поклонялись как главному богу - Султи Тура, богине-праматери - Асме, божеству Тавам Ыра - доброму духу, выполняющему для людей роль ангела-хранителя. У удмуртов главные языческие божества - Инмар (божество Солнца), Квазь - божество неба и Кэлчинь - божество земли. Марийцы почитали верховного бога-творца - Ош Кугу Юмо (Большого Белого Бога), Мланде Аво Юмо (Мать-Солнце), Мер Юмо - бога всего живого и других. Главным божеством древних тюрок, в частности, предков татар и башкир, был Тенгри-хан.

У многих народов Приволжья язычество уступило место христианству или мусульманству достаточно поздно - порой в конце XYIII или даже в первой половине XIX века. Всегда ли добровольно принимались монотеистические религии и исчезли ли бесследно языческие обряды и идеи - предмет отдельного разговора. Но все же во второй половине XX века язычество в России было - за очень редкими исключениями, об одном из которых речь ниже - не меньшей диковинкой, чем на Западе и Востоке. Учтите еще и политику государственного атеизма, который и христианство-то высмеивал как примитивное "антинаучное явление", а уж древнее язычество считал идеальным материалом для разъяснения школьникам тезиса о том, что религия - плод невежества малограмотных людей.

Храмы разрушены - боги живы?

И вдруг в последнее десятилетие ушедшего века, одновременно с распространением в России компьютеров и развитием Интернета, происходит возрождение языческих религий.

С конца 1980-х годов сторонники славянского язычества начинают собираться на праздник Ивана Купалы на озере Светлояр в Нижегородской области. В 1990 году в Удмуртии возникает община удмуртских язычников Удмурт Вэсщь. В Марий Эл в 1991 году создается языческое религиозное объединение "Ошмарий-Чимарий" ("Белый мариец-чистый мариец"). В Н.Новгороде в 1992 году официально регистрируется языческая религиозная организация во главе с "верховным волхвом" Андреем Рыбиным. В Башкирии появляются почитатели Тенгри-хана.

В 1997 году создается общероссийская организация "Союз Славянских Общин", поставившая своей главной задачей "восстановление языческого славянского вероисповедания в качестве полноценной религиозной конфессии".

Почему происходит возрождение язычества? Видимо, это связано с теми процессами, которые одни называют ростом национализма, а другие - национальным возрождением. В отличие от христианства и мусульманства, которые не делят верующих на национальности, каждая языческая религия - лишь специально для одного народа. Само слово язычество на это указывает: "язык" - на древнерусском - народ.

При этом возрождение язычества происходит, как правило, не "снизу", из глубин народа, а исходит из интеллигентских кругов. Во главе вновь созданных языческих общин встают председатели союзов художников, писателей, главные режиссеры театров.

И честно говоря, речь идет как правило, не о возрождении язычества, а о конструировании его как новой религии. Новые адепты язычества узнают языческие обряды не от отцов и дедов, а вычитывают их в книгах. Исключение - ситуация в республике Марий Эл.

Сила Ош Кугу Юмо

Историческая судьба марийского народа такова, что язычество там оказалось особенно устойчивым, особенно если речь идет о луговых мари. Регулярные всенародные языческие моления, на которые собиралось десятки тысяч паломников продолжались до 1887 года. После некоторой либерализации царской религиозной политики в 1904-1905 годах сразу произошло массовое обращение марийцев в язычество из православия. После революции 1917 года проводились съезды жрецов ("картов"). И даже в 1949 году власти вынуждены были позволить провести в Марий Эл массовое языческое моление, которое верующие посвятили победе над фашизмом. На моление собрались десятки тысяч человек, оно продолжалось больше недели.

Сегодня именно в Марий Эл действует единственное в стране по-настоящему крупное языческое религиозное объединение "Ошмарий-Чимарий". На языческую идеологию опираются такие марийские политические организации, как "Кугезе Мланде" (Земля предков), "Марий Ушем" (Марийский союз), "У Вий" - Новая сила. (Последняя не имеет никакого отношения к одноименной партии, которую в свое время создал нынешний глава Приволжского Федерального округа). Недавно в Йошкар-Оле впервые проведён всереспубликанский пятидневный семинар для жрецов. Законы Марий Эл   берут под специальную охрану "священные рощи", в которых происходят традиционные марийские моления. В республике практически нет сел, где бы не сохранились одна или две такие священные рощи.

Секс и политика

Конечно, в неоязычестве, весьма разнородном общественном явлении, можно найти деятелей и негативного плана. Это, в основном люди, сексуально или политически озабоченные.

В большинстве разновидностей язычества отношение к добрачным, внебрачным и групповым половым связям очень отличается от взглядов христианства или мусульманства. Есть и кое-какие традиции, с этим связанные. Вобщем, часть неоязычников, съезжающихся на озеро Светлояр в Нижегородской области в ночь накануне праздника Ивана Купалы, отнюдь не ограничивается ночным купанием в озере нагишом.

В Кировской области проживает "волхв Доброслав" (Алексей Добровольский), считающийся ведущим языческим идеологом, автор популярной книги "Светославие". Доброслав, которому в свое время довелось отсидеть 13 лет "за политику", творчески разрабатывает российское язычество, утверждая, что важнейшей его частью должно стать почитание божества по имени Хер (он же - Эрос, он же - Геркулес) со всеми вытекающими отсюда последствиями и ритуалами.

"И тот, кто смотрит на колокольню Ивана Великого в Кремле, тот узрит исполинский необрезанный (!) торжествующий русский хер!" - цитата из сочинения волхва Доброслава.

В отличие от  "сексуализированного" язычества  язычество политизированное не является  безобидным , поскольку связано с возбуждением неприязни к другим народам и религиям.

Для неоязыческих организаций "Церковь Нави", РОД ("Русское освободительное движение"), ряда других "славяно-арийских" групп характерен антисемитизм и ненависть к Русской Православной Церкви. Их руководители в свое время примыкали к знаменитому "Русскому национально-патриотическому фронту "Память" Васильева и "Русскому национальному единству" Баркашева, но вышли из них по причине неприятия христианства. Один из аргументов, почему нельзя русским поддерживать православие, но необходимо придерживаться язычества: Иисус Христос был еврей. И князь Владимир, крестивший в 988 году Русь, тоже был замаскированный еврей. И вообще, кругом одни евреи ... А христианство (РОДовцы и им подобные предпочитают термин "жидохристианство") - религия рабов, предлагает подставить под удар другую щеку, для русского национального возрождения не подходит. То ли дело Перун и Хер...

Среди неславянских язычников также, увы, встречаются люди, настроенные на неприязнь к другим народам и религиям. Антирусской направленностью отличалось языческое националистическое удмуртское движение "Кенеш" ("Всеудмуртская ассоциация"). "Кенеш", впрочем, с политической арены Удмуртии, кажется, сошло, так не сумев оправиться от фиаско на выборах в удмуртский парламент в далеком 1995 году, когда оно не смогло привести к победе ни одного кандидата даже в чисто "удмуртских" по составу населения районах республики.

Не без антирусски настроенных деятелей и Чувашский национальный конгресс, в котором сильны позиции сторонников чувашского язычества. Неоязычники Мордовии во главе с поэтессой Раисой Кемайкиной одно время активно поднимали на щит исторического деятеля Кузьму Алексеева, движение под руководством которого в 1810 году было подавлено царским правительством. Алексеев (современники-недоброжелатели иронически называли его "Кузька-бог") пророчествовал гибель христианства и воцарение во всем мире мордовской языческой веры: "народы оденутся в мордовские платья и станут такими же, как мордва". Сам Кузьма Алексеев специальными антирусскими настроениями не отличался, русские примыкали к его движению, которое выдвигало актуальные социально-экономические требования. Но политизированные неоязычники далекие исторические события склонны использовать как повод для разговоров о "русской экспансии" и колониализме, "оккупационной церкви" и тому подобном.

Все уладится

Однако все вышеупомянутые явления не являются в настоящее время "мэйстримом" в язычестве. Неоязычество не стало по-настоящему политической силой, оно все более сдвигается в культурную и экологическую сферу, а от политики отходит. Зачастую языческие общины выступают просто в роли некоего "клуба выходного дня". Это касается даже Марий Эл - единственной, пожалуй, не только приволжской, но и российской территории с "живыми" языческими традициями. Для большинства языческих общин, особенно - не славянских, характерно постепенное избавление от разного рода экстремистов, увеличение терпимости по отношению к людям других взглядов.

Перспективы расширения участия язычества в реальной политике сомнительны. Как показывает исторический опыт, религии для избранных (в том числе в этническом плане) в итоге всегда проигрывают "религиям для всех". В последних по времени выборах в Мордовии, в Удмуртии, в идущей сейчас предвыборной кампании по выборам президента Чувашии языческий фактор почти не просматривается.

А словом из древних летописей "поганые" современных язычников называть не надо. Хотя бы потому, что Конституция обязывает уважать любые религиозные взгляды граждан, если они не противоречат закону. И, может быть, в религиозном разнообразии современной России, где есть все - от язычников до баптистов, от мусульман до пятидесятников, от лютеран до старообрядцев - не слабость, а сила нашего государства. Ведь физика учит, что разнообразие элементов системы порождает в ней дополнительную энергию.

Информ-система ДОМ: Все для нижегородцев       Rambler's Top100

Хостинг от uCoz